Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

Библейский рассказ о сотворении человека

 

 

В наших размышлениях всё ещё находимся в Книге Бытия, на первых страницах Священного Писания, и  в  самом  начале сотворения мира. Пробуем углубиться в то, что является тайной,  в которую  невозможно проникнуть, но что, однако, является фундаментом нашего существования. Первые разделы Библии всегда занимали умы и сердца людей,  и так будет до конца света.
В предыдущем размышлении мы, можно так сказать, занимались вторым библейским описанием сотворения мира (Быт 2, 4-25). Мы пытались  понять религиозное значение рая и насаждённых в нём некоторых деревьев. Останемся в рамках этого фрагмента на некоторое время ещё, чтобы теперь обратить внимание на помещённого в Эдеме человека. Библейский автор утверждает, что, несмотря на то, что насаждённый Богом сад был великолепным, в нём не было человека, который бы там трудился. И это маленькое предложение скрывает в себе очень важное и богатое содержание. Сначала видим, что уже с самого начала Бог хотел видеть в человеке сотрудника, союзника, партнёра, даже можно сказать, друга. По воле Бога человек должен быть дополнением, венцом творения. Кроме этого, человек должен трудиться в саду, должен «копать в земле колодец, чтобы увлажнять почву». Это предложение может  изменить мышление людей, думающих, что райское счастье основывалось на безделии: первые люди могли не работать и поэтому были счастливы. Ничего подобного. Сад требовал заботы и работы, но свободный от греха человек трактовал этот труд как удовольствие, как что-то приятное, так как для него это было сотрудничество с Творцом. В этом  месте Библия учит человека правильно смотреть на труд и указывает, что состояние счастья, близости с Богом требует, с нашей стороны, труда и усилия.
В дальнейшем рассуждении боговдохновенный автор говорит, что Бог слепил человека с праха земли. Это очень художественный образ, который ни в коем случае нельзя принимать дословно. Этот образный момент, который представляет появление человека на свете, содержит в себе огромное значение. Библейский автор, желая подчеркнуть близость человека с Богом и его зависимость от Творца, воспользовался образом, взятым из повседневной жизни. Глиняная керамика была достаточно распространённым ремеслом в Древнем Востоке. Гончар, который лепит собственными руками глиняную посуду, для боговдохновенного автора является образом Бога, который создаёт человека. Бог, самый совершенный Художник, наделяет своё творение такими формами, которыми хочет. Лично Сам принимает участие в своём творении, делает это своими собственными руками. Художник мучается и потеет, ради того, чтобы Его произведение  имело совершенные пропорции, чтобы было прекрасным, совершенным и приносило ему радость. Шедевр выглядит так, как этого хотел автор и по собственной воле не может стать другим. Человек остаётся полностью зависим от Того, Кто призвал его к существованию. Это художественное, образное описание, которое для кого-то может быть достаточно примитивным, очень прекрасно передаёт отношение Творца к своему творению, которым является человек. Сегодня теологи, чтобы  передать эти самые моменты, которые являются истинными, должны написать большое количество докладов и их результат оказывается значительно меньшим, чем тот, который тысячи лет назад кто-то  боговдохновенный  выразил в нескольких  предложениях  простого рассказа.
Бог поместил человека в рай. Между Творцом и его творением царит совершенная гармония. В мире ещё не появился грех. Однако человек не является в полноте счастливым, грустит. Бог сотворяет зверей и приводит их к мужчине, чтобы тот придумал им соответствующие названия. И человек сделал так. И эта сцена также имеет символическое значение. В Библии дать кому-то имя – значит иметь над ним власть, быть выше его. И этим самым было сказано, что человек не может поклоняться творению. Не может в других творениях видеть своего идола и служить ему. Этот мир, сотворённый Богом, отдан в служение человеку.
Идя далее по тропинке библейского рассказа, узнаём то, что человек и далее не до конца счастлив. Бог, видя такую ситуацию, посылает на мужчину глубокий сон для того, чтобы достать из него одно ребро и из этой кости сотворить женщину. Следующий образ с глубоким и богатым значением. Женщина создаётся из части мужчины, из той части, которая находится близко сердца. Употребляя такой образ, Библия учит, что женщина равна мужчине, так как является его частью. Мужчина должен любить её так, как любит сам себя. Кроме того, библейский автор пробует объяснить чувственные отношения между людьми разного пола: именно поэтому существует взаимное сексуальное влечение и поэтому оно такое сильное. Можно сказать, что мужчина ищет то, чего ему не хватает возле его сердца, а женщина ищет то место, из которого была взята. Когда его находит, вдвоём получают огромную радость, так как вдвоём становятся одним телом, заключает автор вдохновенный. Один из теологов в шутку сказал: Адам, несмотря на то, что был так близок к Богу, для полноты счастья, однако,  нуждался в компании женщины…
Несколькими  строками  раньше  Бог был представлен как гончар, а здесь выступает в роли хирурга. Однако посланный на Адама  сон не следует принимать за наркоз, который бережёт перед болью, а скорее всего как заслону для тайны. Библия хочет сказать, что отношения между мужчиной и женщиной содержат в себе определённую тайну, которой так по-настоящему человек никогда не поймёт и которую силой не должен пробовать познать. Эту тайну в человеческие  отношения  вписал  Творец, и она должна служить только для добра этих отношений. В этом описании находим фундамент теологии супружества и семьи. Именно к этому описанию обращается сам Иисус, когда научает на тему долговечности брака.
Весь фрагмент оканчивается информацией, что первые люди были голыми, но не чувствовали относительно себя никакого стыда. И это утверждение также не следует принимать дословно, потому что таким простым  образом была представлена невинность человека, свободного от греха. В начале взаимные отношения  между  людьми  были идеально чисты. Они одаривали себя  любовью.  Не смотрели один на другого с похотью, не испытывали страха по отношению друг к другу. Совсем иначе будет тогда, когда в их жизни появится грех. Выраженная таким  образом истина навсегда остаётся актуальной и касается каждого из нас.
Делая вывод из сегодняшнего размышления, следует отметить, что боговдохновенный автор прежде всего хотел показать всем силу и любовь Бога, и при всём этом по мере возможности дать ответ на элементарные вопросы, которые касаются мира и человека. Эти вопросы очень давно волнуют человека.  Авторы  Библии,  направленные Святым Духом, передали самые главные истины о Боге Творце очень просто, с помощью художественного рассказа, который  не является ни  исторической  летописью, ни книгой по биологии  или  анатомии человека, но всего лишь попыткой передать  самые большие и необъяснимые истины Бога. Поэтому рассказы о сотворении  не  следует принимать дословно, но, в свою очередь, следует искать в них то, что Бог  хотел нам передать. Эти  рассказы носят универсальный характер, нетленный. Их ценность всегда актуальна, в том числе и для нас.

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий