Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук,  вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

Библейское описание потопа

 

 

Первые разделы Библии, так называемая библейская предыстория (Быт 1-11), всё больше и больше указывает на беспросветность зла, которое после непослушания Адама и Евы, а ещё больше после греха Каина, воцарилось на земле и наподобие заразы распространялось, атакуя все уголки и сферы жизни. Об  этом очень ярко говорит песнь Ламеха, одного из потомков Адама, также называемая «песнью меча»: «…я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» (Быт 4, 23). Ненависть, жажда мести, гордость и глупость овладели человечеством. Такой быт библейский автор выражает следующими словами: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю: ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт 6, 6-7). Это одни из самых драматических слов в Священном Писании, которые являются введением в библейское описание потопа.
Рассказ о потопе в Библии – достаточно известный фрагмент  этой Книги. Художественный, полный образов, он с лёгкостью западает в воображение и остается в памяти читателя. Однако, оказывается, этот рассказ не единственный в своём роде.
На сегодняшний день имеем около шестидесяти разнообразных рассказов о катаклизмах, связанных с  водой, которые имели место в далёкой древности. Это позволяет сделать  вывод,  что в древности такого рода события на самом деле были на земле и достаточно глубоко вошли в  память людей. Одна из гипотез гласит, что на людей огромное  впечатление оставили события, связанные  с концом ледникового  периода. Изменение температуры на земле способствовало быстрому таянию ледников.
Убывающая  вода заливала огромные площади земли, принося невероятную  опасность  для людей и зверей. Это гипотеза, но достаточно правдоподобная. Разные народы запомнили это и впоследствии  разными способами старались это передать: сначала – в устной форме, а позднее –  в форме рассказов,  записанных в разных литературных вариантах. Среди них и находится наиболее известный библейский рассказ.
Попытки научного аргументирования того, о чём говорит библейский  автор, предпринимались постоянно, но все это было безуспешным. В качестве примера  можно  привести археологические раскопки в Месопотамии в 1929 году, где натолкнулись на следы огромного паводка, который «навестил» территорию  около 3500 года до рождества  Христова. Тогда вода залила площади длиной в 600 километров  и  шириной в 150 км.
Многие идентифицировали эти открытия с библейским описанием. Хотя  размер того «потопа» был огромным, однако вода залила только низменные территории, не досягая высших гор, тем  более  горы Арарат (5165 м над уровнем моря), где, согласно Библии, осел Ковчег Ноя (см. Быт 8,4). Кажется, что попытки научного подтверждения библейского  описания потопа  являются чем-то бесполезным и, наверное, не очень нужным. Кроме того, в рассказе находим  определённые противоречия, такие как размер арки, абсурдно огромный для технических  возможностей тех времён, или же указанное разное количество  зверей,  взятых в ковчег, не говоря уже о том, что одновременное  покрытие  водой всей земли является чем-то невозможным. Рассказывая о том, скорее всего, локальном  катаклизме, библейский автор хотел передать важные религиозные правды, и прежде всего эта сторона рассказа должна нас заинтересовать.
Какие же истины, важные для нашей веры, скрываются в библейском описании потопа?
Сначала обратим внимание на представление образа Бога. Агиограф указывает Бога, который видит, чувствует, грустит, жалеет, удивлён. Бог реагирует подобно человеку. Приписывание Богу человеческих черт называется антропоморфизмом. Это не  является уменьшением могущества Бога, но выражением огромной набожности библейского автора или авторов. Они осознавали, что человеческий язык не в силах выразить совершенство и могущество Творца, однако, хотя и неумело, но с искренней простотой, кротостью и верой стараются передать огромную заинтересованность Бога судьбой человека. Также поступаем и мы сегодня в нашей набожности. Конечно, нельзя  в этом переусердствовать, но также не надо и стесняться собственной неумелости. Неумелость ребёнка перед Отцом может оказаться выражением самой искренней любви по отношению к Нему.
Много внимания рассказ уделяет моральному упадку человека. Человек, сотворённый по образу и подобию Бога, ещё недавно самый близкий партнёр Творца относительно дела творения, становится Его врагом. С удивительным  упрямством рушит Божий план. Такой поступок встречается с оправданным гневом Бога, судом и наказанием, которые  очень  страшны. Наказание потопом  является своего рода предостережением на будущее: плохие поступки человека не  останутся безнаказанными,  Бог не может соглашаться на зло. В противном случае это означало бы, что Бог принимает зло, что соглашается  на  бунт против себя. Непринятие Бога и Его любви встречается с непринятием и с Его стороны. Из библейского фрагмента выходит, что намерение наказания потопом всего человечества было известно не только Ною, но всем людям. Бог ничего не делает за спиной  грешника. Он жаждет его перемены, обращения, дает ему множество знаков и неоднократно протягивает руку помощи. Тогда люди не хотели слышать голоса Бога, не приняли  Его предупреждений. Та ситуация будет ещё много раз повторяться  в истории спасения и не является чем-то чуждым и в наши времена. Библейский рассказ – предупреждение для всех и навсегда.
Эта библейская история  обращает также внимание на личность Ноя как представителя добрых людей на земле. Даже в наихудшем – духовно или морально – мире всегда найдётся человек, верный Богу. Автор видит не только поток зла на земле, но видит и следы добра. Бог всегда замечает добро в жизни человека. Верность Ему никогда не проходит бесследно. В этом рассказе также видим мотив призвания и совершенного послушания человека призванного. То, что  по Божьей воле  должен был совершить Ной, по-человечески казалось чем-то смешным, абсурдным и прежде всего невозможным в силу размера ковчега и технических  возможностей  той эпохи. Но, несмотря ни на что, Ной не отступил, не воспротивился ни одним словом. Выполнил просьбу Бога. Для исполнения намерений  Наивысшего  использует всё, что имел. Можно сказать, что Ной является первым в Священном Писании примером человека  призванного, указывает на спасительную роль личности  по отношению ко всей общине.
Слова Бога, направленные к Ною и его семье, звучат как эхо слов из рая : «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь  по земле, и  умножайтесь на ней» (Быт 9, 7). Адам был головой человечества до потопа, Ной стал головой человечества после потопа. Из-за Адама люди  потеряли  связь  с Богом, но теперь через Ноя эта связь возобновлялась. Патриарх Ной станет благословением не только для своей семьи, но для всего человечества, которое представляет. Он – личность общины, в которой  помещается всё человечество. Таким образом, Библия  принимает правду, что в личности Ноя все люди были объяты Божьим спасением. В центре описания  находится человек, который  нуждается в  спасении. Бог постоянно обращается к нему с любовью. В Божьей истории спасения, даже в ситуациях наиболее мрачных, обязательно выходит лучик надежды, так как последнее слово всегда принадлежит Богу, который есть  Любовь.

 

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий