Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам

Дынак.

 

 

Священнический рассказ о сотворении мира

 

 

Священное Писание не было написано за письменным столом учёных и не было написано всё сразу, одним махом. Эта книга создавалась на протяжении многих веков и глубоко укоренена в жизни людей, а конкретно – в истории Израиля, народа избранного Богом. Это также относится к первым разделам Библии, несмотря на то, что они прямо и не трактуют историю израильского народа. Речь идёт о создании и предназначении текста, содержание которого отображает ситуацию еврейского народа, его радости и печали.
В последних размышлениях мы сосредоточились на так называемом другом описании сотворения мира и человека. Припомним себе, что, скорее всего, этот текст был написан в Х в. до рождения Христа и характеризуется достаточно простым, но в то же время удивительно художественным описанием главных правд человеческого существования. Эти рассказы на протяжении веков были переписываемыми и дополняемыми. Читая их, избранный народ укреплял свою веру и привязанность к Богу. В  начале шестого века до рождения Христа на палестинские земли наехала и их заняла Вавилонская Империя. Иерусалим вместе с храмом был уничтожен, а большая часть народа была взята в плен. Это была катастрофа для народа Израиля. Время очень быстро показало, что горький опыт неволи оказался необходим для процесса редактирования Божьего Объявления.
Духовные лидеры израильского народа забрали с собой в Вавилон фрагменты библейских книг, которые уже были написаны. Этих материалов становилось всё больше и больше, и они нуждались в каком-то упорядочении. Ситуация неволи не препятствовала этому, а даже наоборот, как бы требовала финала редакции библейских книг. В Вавилонском плену евреи поняли, что Израиль не будет таким царством, о котором многие из них мечтали. Однако, несмотря на всё это, не потеряли чувства бытия Избранным Народом. Поэтому решили сохранить навеки воспоминания о святых событиях своей истории.  Начали записывать. В этом контексте возникло ещё одно описание сотворения мира и человека, с которого и начинается встреча со Священным Писанием.
В Вавилоне израильский народ встречается с другими народами, культурами, религиями. Это был какой-то новый, интересный и, в то же время, не простой опыт. При столкновении с разными верованиями родилась необходимость  собрать  и объединить свидетельства веры в Бога, Который сотворил мир и всё, что в нём живёт. Определённое описание существовало уже с Х века до рождения Христа, но данная ситуация требовала более совершенного, теологически доработанного свидетельства. И такое свидетельство было создано в обществе израильских священников, которые были взяты в Вавилонский плен. Поэтому и говорится о священническом описании сотворения мира (Быт 1, 1 – 2, 4). Эти сами священники, которые занялись финальной редакцией Еврейской Библии, не отбросили раннего описания, зная его ценность и древность, однако на первое место в Библии поставили то, которое сами под воздействием Божиего Духа создали.
Священнический рассказ о сотворении мира – с этого момента будем так его называть – начинается торжественно и официально. В нем нет тех художественных образов, которые встречаем в более раннем  описании. Однако он богат теологически, ему покровительствует главная религиозная правда: Бог сотворил мир, Он был до того, что  существует вообще, а если и начало существовать, то исключительно по Его воле. Он сотворил всё из ничего и собственной силой призвал к жизни. Это основная и неопровержимая правда навеки, которая тогда, в Вавилоне была оппозицией для верований и мифологией других народов. В верованиях языческих народов мир появился  в ходе борьбы богов. Израильтяне, которые так сильно прочувствовали присутствие Бога в своей истории, сопротивлялись таким мифам: есть только один Бог – Творец всего существующего.
Скрупулезное чтение первого раздела Библии позволяет увидеть гармоничность и симметрию описания. Попробуем показать это при помощи таблицы:

Таблица-2

В представленной таблице видим, что первому дню соответствует четвёртый, второму – пятый, а третьему – шестой. Всё параллельно и логично. Таким образом боговдохновенный автор хотел показать тот огромный порядок, который присутствует в Божьем деле сотворения. Всё, что Бог сотворил, было Им желанным и Им  запланированным. Ничто не является случайным. Сначала появляются условия для жизни, а позднее – сама жизнь в виде растительности, животных, человека. Именно поэтому несколько раз повторяется утверждение: «И увидел Бог, что это хорошо».
Однако в представленной схеме внимательный наблюдатель увидит определённую несогласованность: свет был создан ранее, чем планеты, с которых берёт начало. Это подтверждение того, что для автора (авторов)  этого рассказа главной целью было указать на значимость и красоту Божьего дела, а не рассказывать на тему закономерностей, существующих в космосе.  
Священнический рассказ уделяет внимание также  сотворению человека. Здесь он не лепится из глины. Не найдём ни одного слова и о саде и деревьях, в нём растущих. Эти правды были уже переданы ранее, и редакторы Библии включили их в содержание Святой Книги. Теперь говорится о сотворении человека торжественно и возвышенно. Человек был сотворён в самом конце как венец всего творения. Является кем-то долгожданным для Бога, сотворён с любовью, совсем по-другому, чем говорили об этом языческие религии. Там человек был сотворён случайно или рабочей силой на корысть богам. В библейской истории человек был призван к жизни как мужчина и как женщина, что, в свою очередь, подчёркивает равенство  полов. И как единственное творение  был  сотворён по образу и подобию Бога. В этих словах выражается правда о вольной воле человека и его предназначении к бессмертию. Мужчина и женщина были приглашены к сотрудничеству с Творцом. Бог отдаёт им сотворённый мир, выражая свою волю в том, чтобы они делали его подчиненным себе. Их сотрудничество с Богом должно, прежде всего, выражаться в приумножении и заселении земли.
Видим, что при описании сотворения человека были засвидетельствованы те же самые правды, что и в предыдущем описании, с той только разницей, что немного иначе выражены, представлены больше теологически. В конце своей творческой деятельности Бог отдохнул. Тем самым Он, Наивысшая Инстанция, дал пример и приказал праздновать святой день.
Как первое, так и второе описание сотворения мира и человека нельзя принимать дословно, как порядок событий. Боговдохновенный автор (авторы) при помощи литературного образа передал  (передали) главные религиозные правды, а в интересующем нас на данный момент описании речь идёт о том, что: Есть только один Бог; всё, что существует, походит от Него и поэтому является добрым; Бог сотворил всё из ничего своей непостижимой силой; человек занимает главное место среди творений, носит в себе образ и подобие Бога и Им возлюблен; женщина равна мужчине; супружество существует по воле Бога и имеет Его благословение; шабат должен быть днём, посвящённым Богу, и для личного отдыха человека. Для христиан этим днём является воскресение, день Воскресенья Иисуса и Сошествия на Костёл Святого Духа. Это правды, которые актуальны вечно, в том числе и для сегодняшних читателей Священного Писания.

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий