В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак. (начало серии в №1-2017).
Библейская история греха
Иногда Библию называют Книгой жизни. Это однозначно правильная характеристика Священного Писания. И название это имеет свои основания. Ведь в Библии находим указания, как правильно поступать, как мудро жить. Кроме того, все описанные в Святом Писании события происходили на земле, в жизни людей и народов. Бог говорит с живыми людьми при их земной жизни, и даже Его Сын пришёл на землю и в полноте встретился с историей человеческого бытия. Библия, прежде всего, является Книгой жизни, так как представляет эту жизнь такой, какая она есть. Ничто в ней не затушевано, ничто не подвержено «косметической» правке стилистов. Добро и зло, красота и ужас, святость и грех, постоянно отираясь о себя, встают с ее страниц во всей своей правде. В эту реальность приходит милосердный Бог, чтобы постепенно изменять её по своему усмотрению.
Мы с вами прочитали уже два первых раздела Книги Бытия. Размышляли над историей сотворения мира. Вместе с боговдохновенными авторами восхищались гениальностью Творца, но ещё больше – Его безусловной любовью, проявленной в акте творения. Необычная гармония космоса, несравненная красота творения и, казалось бы, безграничное счастье человека. Однако это последнее не было долгим. Вольность, дарованная человеку, оказалась для него трудным даром. Человек проявил своё непослушание относительно Бога, своего Творца. В мир ворвался грех, и будет терроризировать человечество до конца его дней…
Третий раздел Книги Бытия описывает начало упадка человека. Так как это имело место до сих пор, автор Библии использует достаточно художественные и легко читаемые образы для представления великих и значимых тем. Старается ответить на вечно стоящие перед человеком мучительные вопросы: откуда на земле появилось зло? Откуда появились ненормальные отношения между людьми? Откуда болезни, страдания, «сизифов труд»? И, наконец, как появилась в мире смерть? Потому нельзя дословно принимать фрагмент, который говорит об искушении в раю. Это описание содержит в себе большое количество важных моментов религиозных, теологических, и именно на них мы должны обратить своё внимание. Волей автора было выразить правду, которая касалась веры человека, а не записать разговор змеи и женщины. Благодаря Божьему вдохновению, он нашел для этой цели нетипичные средства выразительности. Теологические правды, которые встречаем здесь, являются универсальными и ценными для всех людей, всех времён, для каждого из нас.
Змей выступает как олицетворение зла, как враг Бога и людей. Библейский человек для выражения чего-либо не употреблял абстрактных понятий. Он всегда искал конкретные образы. Для выражения реальности зла взял образ змея. Это можно объяснить тем, что израильтяне как кочующий по пустыни народ очень часто встречались с ядовитыми змеями. Это творение, скользкое в дословном и переносном значении слова, появлялось неожиданно, неся с собой смертельную опасность. Образ змея был самым достоверным образом для выражения хитрости злого духа, врага доброжелательных отношений между Богом и человеком. Только столько и аж столько… Ведь нельзя серьёзно воспринимать разговор змея и человека. Этот разговор был и постоянно имеет место в сердце человека, в совести каждого из нас…
Без сомнения, диалог между искусителем и женщиной является своеобразной жемчужиной всего рассказа. Боговдохновенный автор совершенным и непостижимым способом показывает психологию искушения ко греху. Сейчас целые полки книг не в состоянии передать того, что выражено в третьем разделе Книги Бытия. Сначала этот разговор женщины со змеем вы-глядел совершенно нормально и, казалось бы, ничего страшного не предвещал. Но, к сожалению, это – ошибочное мышление. Тактика искусителя была очень тонкая. Первым его шагом было навязывание диалога, завоевание доверия. Женщина, согласившись на это, уже с самого начала проиграла, просто тогда ещё не знала об этом. Навязывая разговор, внедряясь в друга людей, интересуясь его жизнью, искуситель как бы мимоходом поддаёт сомнениям любовь Бога: «Подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»»? (Быт 3, 1). Этот вопрос, на первый взгляд, ничего не значащий, на самом деле является извращённым и смертельно опасным. Прежде всего, искуситель обманул, преувеличив Божий наказ, таким образом делая Творца деспотом, который что-то скрывает от человека, который с ним не до конца искренний и, наконец, не желает людям счастья. При этом незаметно втягивал женщину в дальнейший диалог, ведущий к трагедии. Конечно, женщина поначалу сопротивлялась, стараясь таким образом уточнить сведения на тему Божьего запрета. Она не знала, с каким противником имеет дело. Отвечая на его вопросы, бессознательно позволила посеять в своём сердце зёрнышко сомнения. И было это маленькое зёрнышко, но с огромной силой роста, на благоприятной почве…
Враг оказался несказанно интеллигентен, но ещё более беспощаден. В момент, когда женщина пытается наивным образом защищать известные ей правды, искуситель допускает решительный штурм: мол, Бог не говорит вам правды; Он знает, что, если узнаете её до конца, будете такими, как Он сам. И этого для женщины было достаточно. Включилось воображение, жажда своего величия, собственного счастья. Добрые отношения с Богом, которые были до сих пор, счастливая жизнь вмиг оказались чем-то малым, недостаточным, исчезающим. Появилась жажда чего-то большего, необычного. И случилось… Так человек проявил своё непослушание относительно Бога и Творца первый, но, к сожалению, не последний раз…
Тщательно анализируя данный фрагмент, найдём ключ к пониманию нашего искушения ко греху. Все начинается с простого диалога с искушением, с искусителем. Библейский рассказ указывает на то, как же бывает опасен этот диалог. По своей сущности ведёт ко грехопадению. Человек, верный Богу и до конца связанный с Ним, даже самые маленькие искушения должен воспринимать как реальную опасность для своей веры. Тот, который искушает ко греху, беспощаден в своих намерениях и с безграничной настойчивостью будет стремиться разрушить счастливую жизнь человека. Это смертельный враг Бога и его творения. Но это не означает жизни в постоянном страхе. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос», – скажет святой Павел (Гал 5, 1). Речь идёт о доверии Богу, о сильном соединении с Ним, о том, что в библейском рассказе оказалось очень слабым и подверглось уничтожению.
В этом размышлении мы лишь прикоснулись к началу интересующего нас фрагмента и только некоторых теологических правд, присутствующих в нём. Но это чересчур богатое содержание, чтобы выразить его в одной небольшой статье. И двух статей не хватит, и больше тоже не хватит… В очередной медитации попробуем разобраться в следующих аспектах данного текста. То, что было сказано до сих пор, должно научить нас тому, что нельзя останавливаться всего лишь на литературном понимании рассказа. Рассказ вмещает в себя значительно больше. Следует всего лишь сделать усилие и углубиться в его содержание. Но для этого нам потребуется свет Духа Святого, а ведь Он постоянно пребывает в Костёле, живёт в каждом из нас с момента Крещения. Иисус сказал: «Он научит вас всему» (Ин, 14, 26), «Он наставит вас на всякую истину» (Ин 16, 13).
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)