Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

Библия о деянии греха

 

 

Наши последние размышления мы закончили, сосредоточившись на присутствии Святого Духа в Костёле и в жизни каждого крещёного человека. Прося Его освещать наш путь, открытые на Его помощь, будем продолжать размышления над очень важным библейским фрагментом (Быт 3). Ведь мы желаем жить с Богом и для Него, хотим быть верными  и преданными, поэтому правильным решением будет: познать того, который постоянно старается уничтожить наши хорошие отношения с Творцом и Отцом, познать его способы и методы. Библейское описание первого падения может нам очень много сказать на интересующую нас тему.
Уже ранее мы пришли к выводу, что нельзя этот рассказ из Книги Бытия принимать дословно как описание того, что так реально случилось. Этот текст склоняет нас к тому, чтобы  вознестись над словами нарратора и увидеть там религиозные правды, важные для нашей веры. С одной из них мы уже встретились: искушение ко греху является для человека реальной опасностью, к которой следует относиться осторожно и ответственно, что, однако, не означает постоянного жития в страхе. Крепкая связь с Богом является самой надежной гарантией, чтобы не впасть в искушение ко греху. Такая связь приносит радость и мир в сердце, и наоборот, слабая связь с Богом подталкивает человека ко встрече со злым духом.
Другая очень важная теологическая идея, присутствующая в интересующем нас рассказе, проистекает со слов искусителя: будете как боги (Быт 3,5). Эхо того утверждения звучит в каждом искушении ко злу. Человек носит в себе чувство собственного достоинства, ценности, заботится о личном развитии, имеет в себе определённые стремления к важности, славе, собственной незаменимости. Эти качества по своей сути являются добрыми, так как вписаны в натуру самим Творцом, но, к сожалению, также являются опасным пространством для несоответствующей реализации собственной свободы. Все вышеупомянутые сферы являются очень деликатной материей, чувствительной и требующей от человека огромной заботы и адекватного подхода. Но, увы,  того последнего нам очень часто и не хватает. Эту ситуацию достаточно хорошо знает противник Бога и человека — дьявол. Постоянно и разными способами подсовывает своё искушение: будь значимым, будь ещё больше славным и популярным, будь богатым, будь как Бог… Это добро, которое ты сейчас имеешь, — семья, друзья, хорошая работа, вера — этого всего мало. Ты должен иметь больше. Неважно, каким способом и какими мерами. Лучше всего будет, если уничтожишь то, что имеешь, то, что дал тебе Бог. Ты будь больше чем Он. Будь эгоистом, будь беспощадным, будь хамом, будь кем угодно, только служи самому себе, своей гордости, своей глупости… Подход злого духа таков и достаточно выразительно звучит в истории первого падения, а об истинности этого момента можем удостовериться в каждый день нашей жизни.
Библейская сцена падения первых людей также касается и социального аспекта греха. Дословное восприятие нашего фрагмента может приписать вину за это падение и его последствия только женщине, которая поддалась уговорам змея. Иногда можно встретиться с наивным утверждением типа: «Если бы не Ева, то все бы мы жили до сих пор в раю и нам было бы хорошо». Конечно же, нет необходимости доказывать, каким же  мелким и инфантильным является такое мышление. Текст достаточно конкретно говорит нам, что женщина дала также мужу своему, и он ел (Быт 3,6). Для всех тех, кто имел бы какие-либо проблемы с тем, что текст нельзя принимать дословно, теперь должно быть ясно, что в этом случае одинаково виноваты и мужчина, и женщина, но все же значительно более важной правдой, выходящей из этого фрагмента, является то, что, даже если каждый лично несёт ответственность за свои грехи, то никто  из грешников  не является одиноким островом.  Грех, способности ко греху –  зто есть нечто очень крепко сплачивающее людей с собой. Каждый совершённый грех имеет тройное измерение: является непослушанием Богу, разрушает отношения между людьми, губит самого грешника. Все три аспекта были достаточно ясно акцентированы в данном библейском фрагменте. Мужчина, который совсем недавно танцевал от радости, когда Творец у его бока поставил женщину: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт 2,23), теперь, после греха, имеет претензии и неудовольствие относительно Бога. Всю вину за то, что произошло, возложил на женщину, а частично и на Творца: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3, 12). Отношения, которые были до сих пор между людьми, потерпели крушение. Вместо любви, радости, взаимного доверия вошли подозрения, обвинения, страх и недоверие. Этот аспект также подчёркивает факт призрения своей наготы и нужды скрываться перед Богом (ср. Быт 3, 8-10). И так будет навеки. Грех постоянно будет разрушать узы любви между людьми, даже очень близкими, и постоянно будет унижать человека в его собственных глазах, рождая чувство вины и  страха перед Богом.
Однако библейская сцена из рая скрывает в себе ещё одну достаточно важную тему, о которой нельзя забыть. Несмотря на всю драму, голос берёт милосердие Бога, Творца и Отца. Эта идея, может быть, мало видимая, но пробивается на первый план. Конечно, Бог изгнал виновников из Эдема и навсегда закрыл его врата, но не оставил людей наедине с собою в такой трудной для них ситуации. Творец совершил суд над участниками драмы, в итоге которого проклят был только змей. Труды жизни, с которыми будет сталкиваться человек, – это последствия непослушания Богу, а не наказание. Бог не наказывает людей за грехи, а даже если и делает это, то делает только для добра грешника, чтобы опомнился, остепенился, чтобы таким, может быть, образом понял, если не понимает по-другому. Однако, зачастую, в ходе грешных деяний люди сами на себя ссылают разнообразные несчастья.
Доброта Бога относительно грешника также проявляется в том, что Бог делает для нагого человека прикрытие. Здесь видим того самого Бога, который когда-то лично, собственными руками лепил из глины человека. Теперь оказывает людям такую же самую заботу и любовь, а может быть, даже и большую… С самого начала Бог представляется как милосердный Отец по отношению к своим потерянным детям. Сам лично заботится о прикрытии того, что обнажает в нас грех. И так будет во все века истории спасения, а более всего будет выражено в сущности Его Сына, которого пошлёт на землю. Кстати, об этом также упоминается в этом фрагменте. После совершения греха первыми людьми Бог обещает, что наследник женщины уничтожит голову змея (ср. Быт 3,15). Дьявол, который сейчас победил людей, когда-то полностью будет уничтожен. Это обещание было названо Протоевангелием, т. е. первой, самой первой доброй вестью о спасении. Предвещание Бога Творца  как еврейская, так и христианская традиция относят  к личности Мессии. Для христиан это пророчество исполнилось в Иисусе Христе и Его Матери.
Среди большого количества духовных правд во фрагменте из Священного Писания, над которым мы размышляем, вырисовывается самая важная идея всей Библии: Бог есть Любовь! Его Милосердие всегда имеет последнее слово, всегда побеждает. К сожалению, грех пришёл в мир и, хотя и был побеждён нашим Спасителем Иисусом Христом, до сих пор наносит огромные травмы всему Божьему творению. Мы ещё будем размышлять на эту тему при последующих встречах со Священным Писанием и будем делать это, помня слова Господа: «Я победил мир» (Ин 16,33).

 

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий