В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Последствия неверности первых людей
Библия представляет историю спасения, которая является присутствием Бога и Его деяний относительно человека. История спасения – это сотворение новых моментов в истории мира. Создателем этого novum является сам Бог, а цель его вторжения – привести человека к спасению. Говоря другими словами, Бог входит в дела человека, объявляется человеку, а когда тот принимает Его за своего Бога и Господа, заключает с ним союз, цель которого – человека спасти. Бог поступает таким образом только из искренних мотивов безусловной любви. Грех человека не демотивирует Его, а наоборот, именно по этой причине, что человек погружён в грешную жизнь и поэтому несчастен, Бог с ещё большей любовью выходит к нему навстречу, так как Он является Богом милосердным. Истинность этого наблюдаем уже с первых страниц Священного Писания. Грех первых людей принёс страшные последствия, но вместе с тем запустил единственный в своём роде план спасения, автором и исполнителем которого является сам Бог.
Последствием греха Адама и Евы было изгнание их из рая, что означало разрыв тех отношений с Богом, которые сложились до этого момента. Уже не будет той близости, той сердечности, той непосредственности… И так происходит после каждого греха. Отношения человека с Богом расслабляются, отдаляются, а порой совсем умирают… Библейский автор описывает и другие последствия этой неверности. Женщина в болезни будет рожать детей, и к мужу своему будет влечение её, и он будет господствовать над ней (ср. Быт 3,16). Да, действительно, с перспективы времени видим все последствия этих вещей: болезненные, недоношенные дети, а также беременности со смертельным исходом, труды жизни одиноких женщин и господство мужчин, которое не всегда означает заботу и опеку… Однако нельзя воспринимать слова, записанные в Библии, односторонне, только пессимистически. Это ведь книга жизни и надежды, и именно такие ценности мы должны искать во всех её фрагментах и даже в тех, которые кажутся нам самыми мрачными.
Попробуем же посмотреть на реальность падения в раю как на новый способ проживания жизни с Богом. Сначала на то, что касается женщины. Она должна быть матерью, должна родить, воспитать, переживать, плакать… Конечно, материнство принимаемое в целостности, является очень трудным заданием, но, несмотря на это, материнство дарит женщине момент встречи с Богом. Она может почувствовать Его присутствие. Можно сказать, что глубоко переживаемое материнство является своего рода теофанией в жизни матери. Ребёнок, над которым она с радостью, чувственностью и любовью склоняется, является для неё даром. Бог отдаёт в её руки живое существо, которое для Него очень ценно, даже бесценно. Творец одаривает огромным доверием каждую маму, ожидая от неё не только принятия дара новой жизни, но такой заботы об этом живом существе, такого вождения его по жизни, чтобы оно завершилось его встречей со своим Творцом и Отцом. Огромная миссия! Необычная форма сотрудничества с Творцом. В таком контексте нам будет более доступно понять значение имени, данного женщине: мать всех живущих. Её материнство имеет не только биологический аспект, но также и духовный. В истории спасения Бог даёт прекрасную возможность для реализации сотрудничества человека с Ним на развалинах греха.
Достаточно неприятно для нас звучат слова о господстве мужчины над женщиной. Здесь следует взять во внимание тот факт, что только в современный период мы можем смотреть на это так гуманно. И хорошо, что так. Однако на протяжении многих веков было по-другому, потому не следует оценивать это слишком сурово. Так был устроен мир, такие были условия жизни, что доминирующая роль в повседневности принадлежала мужчине, и такая доминанта была просто необходимостью. Конечно, иногда это проявлялось неподобающим образом, но ведь это мир после первородного греха… Доминирование мужчин присутствует и в современном мире, и это происходит по воле Творца. По своей природе мужчина сильнее, лучше развит физически, более стабилен в эмоциональной сфере, и поэтому женщина может искать в нём опору и рассчитывать на его помощь. Он является для неё гарантией беспечности и стабильности, но в некоторых ситуациях женщина попросту вынуждена поддаться его воле. Функционирование отношений, о которых идёт речь, может быть местом встречи женщины и мужчины в их союзе с Богом, вместо отношений, которые были потеряны вследствие изгнания из рая. Новая ситуация ожидает от них усилий, собранности и ответственности, чтобы вновь не потеряли контакт с Творцом. Она также указывает на то, насколько важно для них присутствие Бога в их совместной жизни.
Бог направил также слова к мужчине: проклята земля за тебя (Быт 3, 17), что должно означать неплодородность и труд в поте лица. Способ, каким Бог обращается к Адаму, отличается от того, каким ранее обратился к Еве. Обращает на себя внимание обвинительный тон и большое количество аргументов. Так себе, просто мужской разговор… Проклятие со стороны Бога звучит достаточно серьёзно, однако следует заметить, что оно не касается человека, но относится к земле, на которой тот в зное будет трудиться. Подобно, как и в ситуации с женщиной, следует искать более глубокого значения сказанного. Бог как бы хочет сказать Адаму: после греха, который совершил, прежняя форма наших отношений уже невозможна, но даю тебе другую возможность пребывания со Мной. Свой труд, творческие усилия на благо других, добывание еды для себя и близких можешь расценивать и проживать как реальное сотрудничество с Творцом в деле поддержания мира и совершенствования его. С этого момента это будет форма отношений на линии: человек – Бог.
На первый взгляд, совсем не просто именно так принять слова из интересующего нас фрагмента Священного Писания. В жизни не всё так идеально. Повседневность достаточно суровая штука, порой невыносимая. Даже при самых идеальных намерениях со стороны человека глубоко понимать Его слова, записанные в Библии, последствия греха и наши склонности ко греху постоянно нас сопровождают. Поэтому ничто не является таким, каким было до момента непослушания Богу. Однако попытка именно такой интерпретации приговора Бога по отношению к первым родителям, которую мы сейчас рассматриваем, может иметь своё подтверждение в поведении Каина и Авеля, сыновей Адама и Евы. Они приносят жертвы Богу с плодов своего труда. Не приносят цветов, дорогих камней, каких-либо ценностей, а именно приносят плоды своих трудов. Делают так потому, что именно труд понимают как место встречи с Богом, как выражение связи с Ним. Таким, между прочим, и есть значение литургии во все времена.
История спасения золотой нитью вплетена в повседневную историю мира. Бог присутствует в жизни народов, общин, каждого из нас. Верующий человек сталкивается с этим каждый день. Чтение Священного Писания позволяет намного лучше понять некоторые жизненные ситуации, назвать своими именами многие события и факты. Святая книга приглашает нас ко стремлению во всём видеть добро, то позитивное значение, которое не всегда и не сразу можно увидеть. Мир является Божьим, является Его делом. Ожидаемый и Благословенный. Люди – дети Бога, искупленные кровью Божьего Сына. Не может быть таких ситуаций, где только зло, только негативизм может что-то сказать. Глава Библии в которой появляется в мире грех со всеми его последствиями, парадоксально показывает нам, что последнее слово всегда принадлежит милосердному Богу.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)