В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Рассказ о Каине и Авеле
После падения первых людей и после выхода их из Эдема библейский автор указывает на судьбу их потомков – Каина и Авеля. Этот рассказ, как и предыдущий, нельзя воспринимать как хронологическое изложение исторических событий. Его цель – передать важные для нас религиозные истины. В этом образе видим новую форму существования человека и его отношений с Богом, то, о чём уже размышляли ранее. Ева проходит через испытания материнства, а мужчины, её сыновья, познают тяжести работы. Видим также, что Каин и Авель приносят Богу жертву. Таким образом пытаются сблизиться со своим Творцом более, чем в повседневной жизни. И так уже будет до конца веков. Литургический культ для человека будет отрыванием от profanum и следованием до границ sacrum. Это позитивные элементы рассказа о Каине и Авеле, но не на них конец. Мир, в который пришло зло, уже не выглядит так, как выглядел ранее. Именно целью этого рассказа является показ действия зла и его распространение в истории.
Поверхностное чтение рассказа о Каине и Авеле может убедить нас в том, что первым грехом людей, изгнанных из рая, является братоубийство. А по сути братоубийство здесь – итог ранее появившегося иного рода зла. Представленные два брата приносят Богу жертву. Читаем, что Бог принял жертву Авеля, но отвернулся от жертвы его старшего брата. Первоначально не известно, почему так произошло, но при дальнейшем внимательном чтении всё становится понятным. Каин по этой причине очень сильно разозлился и ходил с опущенной головой, но не только потому, что Бог отверг его жертвоприношение. Каин не поступал праведно, не был чист по отношению к Богу и своему брату. И это делало его грустным и мрачным. Не мог смотреть прямо и искренне– что-то он скрывал, что-то мучило его, заставляло замкнуться в себе, в собственном эгоизме. И всё это делало нечистым его cамого и его жертвоприношение Богу.
Каин поступал плохо. Момент приношения жертвы разоблачает его поведение и открыто даёт понять, о чем идет речь. Каина мучает ревность, зависть: Бог принял жертву того, а мою отбросил. Это чувство ревности не родилось мгновенно, оно было в сердце Каина уже давно. Оно прорастало, развивалось и созрело до такого момента, что даже сам Бог вмешался, предостерегая Каина. Если бы было иначе, свою горечь, свою боль Каин направил бы к Богу, а он так не сделал. Он закрылся в себе. Был настолько одержим ненавистью, что не смог переступить границу собственного «я». Дальнейшее течение событий подтверждает причину одиозного поведения Каина, которое вызвало гнев Бога. Зависть по отношению к Авелю давно отравляла его сердце и, в конце концов, принесла результат в виде убийства. Трудно сказать, действительно ли Каин, предлагая брату поход в поле, с холодной жестокостью спланировал это убийство. Может, это было убийство в состоянии аффекта, который случился в ходе скандала, какого-то эмоционального взрыва. Может, и так, а может, и нет. В любом случае убийство брата было кощунственным способом избавления от тяжести, которая его угнетала.
Библейская сцена указывает на грехи из каталога грехов главных: гордость, зависть, ревность. Эти дефекты первыми поселились среди людей после вторжения в мир греха. Они и сегодня доминируют в отношениях между людьми, причиняя много зла, боли, заставляя терпеть, соседствуя рядом с самыми тяжкими преступлениями, такими, как умерщвление человека. При помощи литературного рассказа автор Библии необычайно чётко и ясно поставил «диагноз» существующих явлений, конкретно называя причины и их следствия. Причем сделал это очень давно.
Данный рассказ не заканчивается совершённым убийством, так как и не исчерпывает его теологического послания. На сцену более выразительным, чем до сих пор, образом выходит Бог, чтобы напомнить о жизни человека, чтобы проявить свою справедливость. Звучит вопрос, подобный тому, который ранее услышал Адам: где твой брат? Однако с определённой разницей. Первые родители после совершённого греха признали свою вину и проявили кротость в отношениях с Богом. Чего-то подобного не хватило в поведении Каина. Вызывающе, высокомерно ответил Богу: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт 4, 9). Ненависть, которую носит в своём сердце, настолько велика, что он не в состоянии избавиться от неё даже после смерти брата. Даже такое страшное дело, как братоубийство, не потрясло его, не заставило опомниться. Поступок Каина преподает урок на все времена, каким страшным может быть человек в своей ненависти и до чего может быть способен в таком состоянии. Ещё раз следует припомнить слова Божьего предостережения: у твоих дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4, 7). Какой же важной чертой является умение следить за своей совестью. Небрежность в этой сфере может иметь разрушительные последствия. Человек может не только погубить своего ближнего, но и выступить против самого Бога.
Поведение Каина способствует тому, что Бог проклинает его. Это один из самых драматичных эпизодов в Священном Писании. Добрый, милосердный Отец небесный проклинает своё творение, человека, сотворённого по своему образу и подобию. Смысл этой сцены будоражащий. Однако парадокс этого события заключается в том, что проклинающий человека Бог таким образом выражает свою любовь к нему. Когда в райском саду Бог принимал оскорбления из-за Адама и Евы, не требовал от них исправления. Видя их трагическую ситуацию, с трепетом заботился о них в случившейся реальности. Принимая оскорбления, Бог оказал верность и милосердие. Однако, когда обида была нанесена человеку, Его дитяти, Творец проявляет абсолютную справедливость, не допускает такого оскорбления. Кровь убитого призывает Божью справедливость. И не только кровь, но каждое человеческое страдание взывает к Наивысшему, и Он не остаётся глухим к такого рода боли. Виновник должен понести наказание!
Несмотря на брошенное проклятие, Каин не перестаёт быть Божьим творением. Бог верный и не бросает его. Одаривает его таинственным знамением. Некоторые авторы пробуют объяснить этот факт, прибегая к исторически сложившимся культурным объяснениям. А значит: среди Арабов Заиордании нельзя убить человека, который совершил убийство своего брата. Он может быть только выброшен из племени. И, таким образом, как бы приговорен к тому, чтобы в одиночестве волочиться в пустыне. Конечно же, определенную аналогию, имея в виду Каина, блуждающего кочевника, мы можем здесь провести, но, кажется, не об этом речь. Следовало бы обратить внимание на духовный подтекст данной ситуации. Даже самый большой грешник не перестаёт быть Божьим сыном, и даже самый страшный грех не в состоянии уничтожить этой принадлежности. Божье сыновство является вечным и неотъемлемым. Человек терпит от последствий содеянного зла, переносит их достаточно тяжёло, но Бог никогда его не перечёркивает. Бог всегда верный. Парадокс, но чем больше человек отдаляется от Бога, тем больше проявляется знамение принадлежности, напоминая и указывая на фундаментальные истины. Если Божье милосердие встречается с ограничениями в своём проявлении, то это происходит только по вине человека. Так, как это произошло в ситуации с Каином. Милосердный Бог уважает свободный выбор человека. Рассказ о Каине и Авеле, хотя и несет в себе черты трагизма, в итоге указывает на безграничное милосердие Бога, Творца и Отца.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)