Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук,  вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

Библейская Вавилонская Башня

 

 

Описание катастрофы потопа закончилось достаточно оптимистически. Бог заключает союз с Ноем и благословляет его. От него выходит новая ветвь человечества на земле.
Однако на этом не конец. Зло, которое когда-то пришло на землю, не сдаётся. Несмотря на наказания, которые сошли на человека, на земле постоянно приумножается грех.
Боговдохновенный  автор указывает на то, что интеллигентность человека приводит его к гордыне, которая пытается поставить его вровень с Богом, и делает это в рассказе о Вавилонской Башне достаточно коротким, но одним из наиболее известных в Священном Писании эпизодов. Символика Вавилонской Башни стала появляться  в литературе, искусстве, музыке и в повседневной жизни.
Несмотря на то, что описание построения Вавилонской Башни имеет прежде всего символическое значение, однако включает в себя и исторические элементы. Фактом является то, что около пяти тысяч лет до Христа на территорию огромных низменностей между реками Тигром и Евфратом прибыли новые народы, среди которых были сумерийцы,  ранее заселявшие гористые территории. Там, на высоте гор, отдавали честь своим богам. Так как в новых условиях проживания были лишены этой возможности, поэтому искусственным образом создавали необходимые для культовых целей «горки». Сначала это были достаточно примитивные постройки, но позднее «раскрутились» на более совершенные строения. Поскольку  на территории, которую заселяли, не было камней, в своем строительстве использовали кирпич, выжженный из глины, которой как раз было достаточно на низинах Междуречья. Материалом соединяющим была смола, которая весьма  устойчива  к существующей там  влажности.
Сакральные построения, о которых говорится, имели вид этажей, устремленных к вершине. На вершине каждой такой пирамиды располагался  маленький  санктуарий, что-то наподобие часовни, где священники неустанно несли служение, принося жертвы сумерийским богам. В научной терминологии такие пирамиды называются зиггураты. На территориях Месопотамии на сегодняшний день открыто тридцать три такие башни– руины разных размеров. Самый большой зиггурат находился в Вавилоне. Его башня была построена на квадратной подставке восьмидесяти девяти метров.
Имела семь этажей, в совокупности высотой девяносто метров. Её называли «святыней, соединяющей небо с землёй». Может быть, это и есть башня, которую описывает библейский автор. Постоянно разрушаемая  и наново ремонтированная, она осталась  в памяти человечества как недостроенная «Вавилонская Башня», история которой навсегда записалась в Книге Бытия. Для израильтян  все эти башни навсегда запечатлились как символ идолопоклонства.
С Вавилонской Башней связано смешение языков. Библейский автор уверен, что до этого времени люди на земле пользовались одним языком. Для многих критиков этот факт служит ярким  аргументом против утверждений  Библии, так как научно было доказано, что языки появились в процессе длительной и медленной эволюции, а не одномоментно. Нет каких-любо противоречий между научными данными и библейским описанием как относительно рассказа о Вавилонской Башне, так и в каждом другом случае. Следует всего лишь правильно воспринимать текст Священного Писания. Оно не является научной диссертацией и не учебником в какой-либо научной области. Это Святая Книга, предназначенная для формирования  нашей веры и  также является выражением веры тех, кто её писал. Только на первый взгляд  может показаться, что библейский автор входит в противоречие с научными доказательствами. Но это не так. Он отражает реальность и её оценку с позиции человека верующего, который  уверен, что всё находится в руках Бога, что всё происходит по Его воле, с Его позволения, и что ничто не является случайностью. При всем этом принимает мир в меру своей эпохи и уровня знаний, которые тогда люди имели. Поэтому в библейских описаниях мы должны искать теологическое  учение, Божью правду о том, что является важным для нашей веры, для лучшего познания Бога и Его замысла спасения человечества. Только такой подход к Священному Писанию будет правильным.
Тогда  как же правильно воспринять рассказ о смешении языков при строительстве Вавилонской Башни? В древнем мире функционировало понятие «соединения языка страны». Пользовались им в особенности при военном захвате какой-нибудь страны или народа. Это, конечно же, не означало, что завоёванный народ должен был отречься от своего языка и принять язык победителя. Захваченные народы, сохраняя собственный язык, должны были сохранять политическое, экономическое и религиозное единство с захватчиками. Эта информация может помочь нам правильно понять этот фрагмент. Если Библия говорит о том, что жители всей земли пользовались одним языком (Быт 11,1), значит, следует воспринимать эти слова немного шире, т. е. так: между ними царило полное единство во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном. И в один момент это единство было разрушено.
Люди начали делиться. Появились личные дела, зависть, ненависть. Интересующий нас фрагмент может символизировать разрыв в человечестве.
Следует также обратить внимание на то, что такая позиция вражды между людьми берёт своё начало с сопротивления человека Богу. Трагедия строительства Вавилонской башни имеет свой генез ещё в раю. Непослушание Богу, сопротивление Его воле в итоге всегда обращается против человека и против человеческих отношений. Мы видели это в отношениях между Адамом и Евой после греха, позже – между Каином и Авелем, и в конце концов гордыня и эгоизм человека достигли своего пика, когда дороги членов одной  слаженной общины расходятся довольно конкретным способом. Сегодня видим это на примере многих народов, которые не создают единства не в лингвистическом плане, а в гораздо более широком значении.
В намерениях строительства башни, достигающей неба, можно также увидеть символ всяких конкурентных идеологий с Богом и Его волей. Люди пытаются создать нечто такое, что в их мышлении сделает их счастливыми, то, что создаст порядок лучший, чем тот, который исходит от Творца. А значит, создают свой «рай» на земле, но в своей слепоте не видят, что это зло, направленное против них  самих. Строители такого рода славы и процветания так сильно поглощены собственной гордыней и  глупостью, что  только личные и конкретные действия самого Бога могут положить конец этим намерениям. Пример многих идеологий, также и тех, свидетелями которых  ещё совсем недавно были и мы с вами, совершенным образом  это подтверждает. Огромная армия, сильная экономика, абсолютная политика, удивительная дипломатия, всемогущие тайные службы – всё это, кажется, гарантирует бесконечное расширение и бессмертие данного царства и его идеологии. И вдруг, по неизвестным  причинам все начинает сыпаться,  и после недолгого времени от огромного монстра остаётся  всего лишь неприятное воспоминание… К сожалению, человечество с непонятным  упорством  постоянно делает очередные попытки построить свою «вавилонскую башню», а Бог, заботясь о своём творении, вынужден предпринимать меры, как это и было в описанной на страницах Библии истории. Теперь понимаем, какое послание может заключать  в себе этот фрагмент и как же он универсален, и как  всегда актуален.
Рассказ о Вавилонской башне соединяет библейскую предысторию (Быт 1 — 11) с деятельностью Авраама и народа Израиля. Текущая широкая перспектива мгновенно сужается до размеров одной семьи, откуда выйдет Авраам, отец израильского народа, из которого выйдет позднее  Иисус Христос, и от Него возьмёт своё начало Его Церковь. И вновь перспектива расширится до бесконечности, до вечности…

 

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий