В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Эпоха патриархов
АВРААМ
В наших последних статьях мы оставались в так называемой предыстории Спасения – размышляли о начале творения, о человеке, о его отношениях с Богом и о грехе.
Горизонт истории был достаточно широк, первоначально занимал собою весь мир, но по мере прочтения Библии – сужался до определенных исторических событий и личностей. Теперь входим в эпоху патриархов Израиля. Так называем Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа – тех, кто стоял у истоков народа Израиля. На них остановимся в наших ближайших размышлениях.
Начало представляется очень скромным, идет от одного человека и его семьи, но в процессе чтения Священного текста горизонт постепенно будет расширяться. Персонажем нашей рефлексии сначала будет Авраам – один из самых великих людей в истории Израиля, столп избранного народа, его отец и также «отец нашей веры».
Вначале следует отметить, что мы не имеем никаких исторических свидетельств относительно Авраама. Единственная информация на тему этой личности походит из Священного Писания. Для скептиков этот факт означает неправдивость этого человека. Они утверждают, что Авраам вообще не существовал, а то, что про него читаем в Библии, всего лишь легенда. Но вообще все не так. Прежде всего Авраам жил достаточно давно. На сегодняшний день считается, что это могло быть примерно около 1800 лет до рождения Христа. Сегодня для нас Авраам является великим человеком, но в те времена, когда жил, был обыкновенным, одним из многих, которые тогда жили на Ближнем Востоке. Не был ни королём, ни лидером победившей армии. Конечно, то, что видим в библейских описаниях, указывает, что был кем-то богатым, кем-то в роде шейха, но ничего больше. Известно, что в те времена не было таких возможностей регистрации исторических событий, как это происходит в наши дни. Исторические документы являлись редкостью. Поэтому об Аврааме не имеем никакой информации, кроме библейской. Но историческая информация на тему эпохи и региона, в которых, возможно, жил Авраам, не вступают в противоречие с данными Священного Писания, и даже наоборот, все эти разные информационные источники взаимно дополняются.
Следует также согласиться с тем, что Авраам в какой-то мере является легендарной личностью. События из его жизни скорее всего начали записывать только в Х веке до рождения Христа, а это значит достаточно поздно после его смерти. До этого времени Авраам жил в памяти последующих поколений израильтян, для которых он был великим авторитетом, святым человеком. Известно, что такая личность, которая живёт в народных рассказах и традициях, очень просто обрастает легендами. Так и из него «создали» народного лидера, он был примером веры и доверия Богу. Кроме того, людская память передала также его моральные несовершенства, что свидетельствует о достоверности этих рассказов. Никакой народ сам, добровольно не придумал бы ничего негативного на тему своего героя. Иначе говоря, Авраам является исторической личностью с украшающими и дающими пример характеристиками…
Необычно важным в жизни Авраама является момент его призвания, который имел место в Харане, в Месопотамии. Также этот факт подтверждает историчность Авраама.
Израильтяне не могли придумать Месопотамию, землю язычников, которая вообще была для них враждебной, для того, чтобы на ней Бог призвал отца для их народа. Призвание Авраама – это ряд обещаний со стороны Бога: земля, потомство, благословение, а в ответ на них – безграничная вера патриарха. Автор Послания к Евреям скажет: «Верою Авраам повиновался признанию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошёл, не зная, куда идёт» (Евр 11,8). Само призвание патриарха (Быт 12,1-4) является настолько необычным, насколько и простым. Удивительно, что Бог лично вошёл в жизнь конкретного человека и связал с ним далеко идущие планы. Эта одна встреча Творца и человека будет иметь безграничные последствия для всего человечества, досягаемые даже в вечности. Это призвание было также простым, так как Авраам в великой своей кротости и простоте выразил своё полное согласие на объявленную ему Божью Волю. Не задавал вопросов, не искал подтверждений или гарантий. Просто всем своим сердцем принял то, что услышал от Бога. Святой Павел скажет о нём, что «Он сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим 4,18), поверил вопреки всякой человеческой логике. Поэтому заслужил звание «отца верующих», так как первым поверил Богу и принял Его обещание. Кроме того, один из немногих в Священном Писании назван «слугою Бога», а значит – человеком, который живёт только для Бога.
Стоит ещё остановиться над феноменом призвания Авраама. Патриарх услышал, что должен покинуть три сферы своей жизни, которой жил до сих пор: родину – «выйди из земли твоей»; родной город – «из твоей земли родной» и собственную семью – «из дома отца твоего». В самом начале истории Спасения Бог требует от человека посвящения Ему всего того, с чем он был связан до того времени. Это – первое призвание на страницах Библии, первое призвание религиозного характера. Бог призывает Авраама, чтобы сделать из него великий народ, чтобы через него благословлять человечество. Бог не выбирает людей для пустых дел, но призывает для самых больших и значимых. В Аврааме Бог выбрал нас всех. Это огромный дар, но также огромная ответственность. Отходя от Бога, от веры, предаём наше призвание и наше послание.
Книга Бытия рассказывает много красивых событий из жизни Авраама. Описано его паломничество в землю обетованную, события из Ханаана и Египта, супружеские отношения с Сарой, приключения с Лотом и Агарь и множество других эпизодов. Невозможно рассказать обо всех. Мы обратили внимание лишь на призвание, а теперь посмотрим ещё на одно событие, которое является достаточно важным в жизни патриарха.
Авраам, уже будучи в преклонном возрасте, получает от Бога обещание огромного Потомства – как звезд на небе (ср. Быт 15,5). Патриарх поверил в Божье обещание. Получил сына Исаака, вопреки всякой логике, ибо, по-человечески рассуждая, уже не мог ожидать потомства. И когда получил то, чего ждал всю свою жизнь, Бог потребовал от него жертвы своего сына (Быт 22, 1-12). Следует войти в положение Авраама и глубоко задуматься над этим эпизодом. Он является одним из наиболее трогательных во всей Библии. Его можно сравнить лишь со смертью Иисуса Христа на кресте. Согласно традиции, на горе жертвоприношения Исаака позже была построена Иерусалимская святыня, а ещё позднее – недалеко от неё стал крест Спасителя мира…
Бог не хотел смерти Исаака. Библейский эпизод указывает на таинственную логику Божьей любви, но также на непоколебимую веру Авраама. Этот человек был послушным Богу до самого конца. Даже в самых трудных моментах смог полностью довериться Ему. Величие Авраама основывается на том, что он сдал экзамен перед Богом, счастливо прошел через испытание веры. Свою жизнь связал с Богом так крепко, что доверил Ему всё, вопреки всякой надежде. При всём этом Священное Писание не рассказывает об Аврааме как об идеальном святом. Это человек из крови и кости: с трудностями, искушениями, а даже грехами, которые и сегодня многих могут соблазнять. Сотрудничество с Богом не удаляет человеческого несовершенства. Оказывается, что оно не столь существенно в жизни призванного. Самым важным является верность Богу и реализация доверенного призвания. Авраам в этом случае – пример жизни с Богом и для Бога, пример для каждого призванного человека во все времена.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)