Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

Боговдохновенность Священного Писания

 

 

Библия является словом,  которое Бог направил и постоянно направляет к людям –  будь то община людей верующих, будь то конкретный человек. Об этом мы размышляли в предыдущей статье. Однако этот момент настолько богат, что раскрыть  его содержание в рамках одной короткой статьи просто невозможно.

На  тему Библии созданы целые библиотеки. Необычность этой правды будет оживлять людей до конца света, и даже при огромном труде и упорстве никогда не наступит такой момент, когда можно будет с уверенностью сказать: на эту тему уже невозможно ничего добавить, потому что  тема исчерпана. Следовательно, это дает нам возможность  в очередной раз остановиться  в своих размышлениях  над разнообразными аспектами, связанными с Библией, с историей её создания, её содержанием, чтобы эту Святую Книгу ещё глубже познать, понять и полюбить. После этих маленьких нюансов, на которых мы на секунду задержались, попробуем задуматься над темой боговдохновенности Святого Писания.
Очень часто встречаемся с утверждением, что Святое Писание написано при участии Святого Духа. Второй Ватиканский Собор учит нас тому, «что Святая Матерь Церковь считает на основе апостольской веры Книги как Ветхого,  так и Нового Завета полностью, со всеми их частями, книгами  святыми  и каноническими, потому что были написаны под воздействием Святого Духа, Бог является их автором и именно такими были переданы Церкви» (KO 11). Это утверждение, на первый взгляд, является очень понятным. Однако после того, как глубже вдумаемся, начинаем видеть и понимать, что не всё так  просто. Об этом также свидетельствует длинная и очень богатая история развития учения Церкви о боговдохновенности. Церковь и сегодня делает все, чтобы глубже  познать его суть, а потом ещё более доступно объяснить людям. Основной вопрос звучит так: откуда мы знаем, что Священное Писание является боговдохновенным и что вообще это значит? Есть ли на сей счет какие то научные доводы? Должны ли мы думать, что вдохновенность – это шептание Духа Святого человеку на ухо, что и как должен написать? Кроме того, чтение Священного Писания раскрывает перед нами его подобие  другим книгам, написанным людьми. Видим, как же точно Библия отображает эпоху и общество восстания, не говоря уже о фрагментах совсем не набожных, а даже тех неморальных, которые также встречаются на ее  страницах. Как же совместить этот человеческий аспект Священного Писания с достоинством Божьего Слова? Что по этому поводу думает Церковь, когда учит, что Библия является книгой боговдохновенной?
Вдохновение является понятием многозначимым. В древности говорили о вдохновении колдунов и поэтов. Сегодня очень часто говорится о вдохновении поэтов, музыкантов, скульпторов и т.д. Если говорим о Священном Писании, то вдохновение понимаем в необычном, теологическом аспекте. Речь идет о совместной деятельности Бога и человека, плодом которой является Библия как книга Богочеловеческая. Эта «корпорация» деятельности Бога и человека вмещает в себя три важных элемента.
1. Сверхъестественная деятельность Бога охватывает  весь процесс создания святых книг, не только их написание.
 2.  Люди, которые принимали участие в этом процессе, пользовались внутренней  и сверхъестественной  помощью в творении, передаче и списывании этих же книг, поэтому вдохновение имеет очень широкий смысл.
3. Вдохновение книг Библии означает их двойное авторство: как Бог, так и человек являются реальными  и  истинными  авторами.
Как всё это мы должны понимать? Ещё до недавнего времени боговдохновенность Священного Писания принималась сжато: Бог сотрудничал только с человеком, списывающим события с истории спасения. Однако, оказывается, что книги  Библии  проходили долгий, а иногда и очень сложный процесс своего создания, собирая на данном этапе большое количество людей, так называемых редакторов. Все они – по Божьей воле – были каким- то образом задействованы в создании данной книги. И каждый такой человек был ведом Святым Духом для того, чтобы правильно исполнить свою роль. Исходя из всего этого, видим, что вдохновение так по-настоящему является более широкой правдой, нежели нам могло показаться в самом  начале. Но это ещё не конец.
Следует принять и то, что библейские писатели не творили книг Священного Писания, сидя в кабинете за письменным столом, и его издание не было подготовлено в редакции определённого издательства. Библия является книгой жизни, говорит о жизни и в буре повседневной жизни приходит в мир. Отсюда и выходят определённые моменты, говорящие о правдивости её боговдохновения. Оно касается не только тех, которые очень тесно связаны с созданием книг, передачей или записью каких-то фрагментов Библии, но касается целой общины верующих, в лоне которой и были созданы эти святые книги. Поэтому не только писарь, который записал содержание, имел вдохновение, но вся община, в которой он жил и действовал, также является вдохновенной. Ведь это община создала все условия на очередность именно тех, а не иных, событий, записанных в Библии. Поэтому смело можно сказать, что относительно Ветхого Завета весь народ Израиля имел харизму вдохновения, данную им Богом, конечно же, на разных уровнях. Размышляя в этом направлении дальше,  следует обратить внимание, что под воздействием вдохновения Бога также находится и святой Костёл, который читает Божье Слово. Цитируемый уже ранее Собор в Конституции о Литургии гласит: «Христос (…) присущ в своем слове, ибо когда в Церкви читается Священное Писание, Он Сам говорит» (KЛ 7). Обратим внимание, что «Христос говорит,  когда читается Священное Писание», а не просто присутствует в читаемых словах. Божье Слово присутствует в общинах Церкви, а не на страницах лекционариев. Иисус присутствует и действует в своём народе,  и только Он является Божьим Словом в конкретном смысле. Говорит таким же самым образом, как делал это тогда, когда люди записывали Божью волю на страницах Библии. Можно сказать, что сегодня Его вдохновение является ещё более плодным, более результативным, но и не менее  таинственным.
Темы вдохновения Священного Писания очень интересны и очень сложны, чтобы их понять. Пытаясь разъяснить тайну, можно ещё глубже погрузиться в её необычность, её мистерию. Это, как в поговорке: чем дальше в лес – тем больше дров. Однако всегда захватывающим остаётся тот факт, что Великий, Непостижимый Бог когда-то сказал свое слово к малым, грешным людям. Не только сказал, но пригласил их принять участие в диалоге, позволил им записать эти слова, поставив человека рядом с Собой как равноправного автора Библии. Еще более захватывающим является то, что Бог не перестал разговаривать с человеком, а на определённом этапе Его Слово стало Человеком, одним из нас, и живёт в своём Костёле, постоянно проводя диалог со своим слушателем. И, наконец, прекрасен тот факт, что и мы, похоже, как когда- то пророки, являемся предметом боговдохновенности, Его Духа, который управляет Костёлом, ведёт каждого из нас по дороге истории спасения и учит быть открытыми на принятие Божьего Слова, переданного нам на страницах Священного Писания. А ещё больше – склоняет нас к тому, чтобы  жить с Иисусом Христом, живым Словом Бога, присущим  среди  нас. К этой теме  еще  вернёмся.

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий