В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Эпоха патриархов.
ИАКОВ
Фигурой, с которой мы встречались в предыдущей статье, был Исаак, сын Авраама, которому Библия уделяет относительно мало места и внимания. Совсем иначе обстоит дело с очередной личностью истории Спасения, Иаковом – сыном Исаака. История Иакова очень богата и местами бурная. Жизнь Иакова, описанная в Священном Писании, может лечь в основу сценария интересного фильма. Личность Иакова – это богатый материал для теологов, литераторов, психологов. На протяжении нескольких разделов Книги Бытия история Иакова позволяет нам наблюдать глубокую перемену, которая, благодаря Божьему руководству, совершается в человеке: от мошенника и грешника – до человека Божьего и смиренного. Так как материал обширный, разделим наше рассуждение об Иакове на две части. В первой рассмотрим подробнее начало его жизни, поскольку эти первые этапы очень важны для понимания дальнейшей истории нашего персонажа.
Исключительность образа, которому стремимся уделить внимание, заключается, между прочим, в том, что историю жизни Иакова познаем уже в чреве его матери Ревекки. Интересным является тот факт, что вначале Ревекка не могла родить дитя, была неплодной. Это – не единственная ситуация в Библии. Похоже было с Сарой, женой Авраама. Священное Писание содержит ещё несколько таких примеров. Таким образом выявляется мощь Бога. Исаак просит об этом Бога, и его молитва услышана. История Иакова, от которого Бог произведёт двенадцать племен народа избранного, является священной, является Божьей с самого начала. Намерения Бога появились раньше, чем его рождение. Это касается не только Иакова, это касается каждого из нас…
Возвращаясь к этапу жизни, предшествующему рождению Иакова, библейский автор информирует, что Ревекка зачала, а позже родила близнецов, двух сыновей, которые, будучи ещё во чреве, беспокоили свою мать. Объяснение этого явления даёт сам Бог: два народа во чреве твоем (Быт 25, 23). Очевидно, согласно библейской истории, от двух сыновей Исаака и Ревекки Бог произвёл два народа: Израиль и Эдом. В течение целых веков отношения между этими соседствующими народами складывались по-разному. Оказывается, что чаще господствовала война, нежели мир.
Не забываем, что события, о которых идёт речь, имели место намного раньше, чем были описаны. Вдохновенные авторы, наблюдая в течение долгого времени политическую ситуацию в отношениях Израиля и Эдома, стараются очень глубоко проникнуть в причины такого положения вещей. Описанный пример помогает нам проникнуться духом Библии. Библейский человек везде замечал присутствие Творца и всё объяснял в ключе веры и любви ко Всевышнему. Речь идёт не о религиозном фанатизме, а о глубокой, непоколебимой вере, вдохновлённой светом объявления.
Из дальнейшего повествования узнаём, что первый, который родился, был красный и весь волосатый. Ему дали имя Исав, что в переводе с еврейского означает волосатый, косматый. Позже народ, прототипом которого является Исав, будет называться Эдом-красный. Второй по очереди сын, рождаясь, держал своего брата за пяту, что послужило поводом дать ему имя Иаков-пята – держащийся за пяту.
Однако это – не единственная возможная этимология этого имени. Имя Иаков может также означать: человек хитрый, фальшивый или также тот, кого охраняет Бог. Все упомянутые выше значения имени Иаков превосходно проявляются в жизни патриарха.
Ещё раз встречаемся с тематикой имени в Библии. Оно определяет жизнь человека, черты его характера, выполняемую миссию, прежде всего – присутствие Бога в жизни человека.
Сразу выявились способности и интересы сынов Исаака. Старший занимается звероловством, младший не занимается ничем конкретным: был человеком кротким, живущим в шатрах (Быт 25, 27). Ничего удивительного, что отец больше любил Исава из-за его мужского характера и интересов. Иаков, более деликатный и при этом домовитый, снискал любовь матери. Как вскоре окажется, эти отношения будут иметь важные последствия. Ревекка – это женщина, которая определенно реализует спланированную цель. Похожие ситуации, когда мать борется за будущее своих сыновей, мы ещё не раз встретим в процессе дальнейшего чтения Священного Писания.
Видно, что библейский автор с самого начала больше симпатизирует Иакову.
Это особенно заметно в эпизоде с чечевицей. Исав продал брату статус первородного сына за миску еды. Таким образом, Библия негативно оценивает Исава, как человека без высоких запросов, простака с примитивными потребностями, в то время как Иаков – это амбициозный человек, дорожащий высокими ценностями и стремящийся к ним.
Ничего удивительного, что библейский автор стремится представить его историю в наилучшем свете, даже если в этой истории немало негативных элементов. От двенадцати сыновей Иакова возникнет народ Израильский, народ, избранный Богом.
Иаков является здесь главной фигурой, Исав остаётся на втором плане.
В Священном Писании неоднократно встречаемся с темой благословения. Для людей библейского мира оно имело огромное значение. Оно было величайшим благом, которое отец передавал своему сыну. Благословение обычно получал первородный сын. Существуют немногочисленные исключения из этого правила. С благословением были связаны не только материальные блага, но и духовные. Если речь идёт о первых, то первородный сын получал отцовского имущества на одну часть больше, чем остальные. Кроме того, он занимал место отца, становясь главой рода. Все верили, что с благословением отца нисходит благословение самого Бога. В этом контексте лучше понимаем, зачем Иаков поставил себе цель получить благословение отца, используя для этого любые, даже самые подлые средства.
Кто-то может задать вопрос: зачем, почему в Священном Писании верх одержала ситуация, основанная на нечестности. Ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны можно сказать, что Господь Бог входит в историю людей, в такую, каковой она является, и своим действием, полным терпения и милосердия, исправляет судьбу народов и личностей. История Иакова и других библейских образов это подтверждает. Это может подтвердить история жизни каждого человека – каждого из нас. С другой стороны, вдохновенный автор, пишущий в перспективе времени, видит и оценивает события в свете истории народа избранного. Поэтому многие события оправдывает, оценивает субъективно. Для него важна правота положения народа Израиля. Благословение, которое получил Иаков, предок Израиля, передалось для всего народа, для всех последующих поколений, и это является самым важным. Нам это кажется странным, неприемлемым с позиции христианской морали, но те люди ещё не были христианами.
Их путь познания правды был еще долог, он реализуется с течением времени. Из их народа выйдет Тот, который есть путь и истина и жизнь (Ин 14, 6).
Благодаря хитрости, Иаков заполучил благословение отца, но тем самым он вступил на путь смертельной вражды с братом. Он вынужден покинуть родительский дом и убегать в дальние страны. В событиях того времени проявляется значение его имени как человека коварного, эгоиста. Так будет ещё в течение какого-то периода, но не так уж долго. В планах Божьих Иакову отведена важная роль для исполнения, поэтому воля Божья начнёт все более выразительно проявляться в его жизни. Иаков начнёт проходить процесс перемены, возвращения. Он тот, кого охраняет Бог. Из человека коварного и хитрого он превратится в сына, который позволяет Отцу руководить собой.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)