В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Эпоха патриархов
ИАКОВ (смиренный)
(Продолжение. Начало в № 10-11-2018)
В предыдущей статье мы имели возможность ознакомиться с детством и юностью Иакова. Остановились на том, что наш персонаж покидает родной дом из-за страха перед местью брата, которого подло обманул. Люди оценивают его как скитальца, без крова, без земли, но точка зрения Бога совсем иная. Творец, добрый Отец человека является источником добра, милосердной любви, которой верен с удивительной выдержкой и терпением. Он жаждет вывести добро из наиболее запутанных, безнадёжных троп человеческой судьбы. История Иакова служит доказательством, что так и есть. Важно, чтобы каждый читатель Библии, каждый из нас, с помощью священного текста, пришёл к такому убеждению относительно собственной жизни.
Жизнь Иакова, до сих пор наполненная хитростью и эгоизмом, начинает подвергаться процессу преобразования, но не сразу наступает конечный результат. Его придётся ещё немного подождать, несмотря на то, что Бог приступает к делу вполне конкретно. Уже в начале скитаний Иакова Отец Небесный заключает с ним союз. Дело интересно тем, что мошенник и изгнанник общества оказывается приглашённым Богом в круг наиболее великих личностей существующей истории спасения. Бог, которого напрасно упрекают, что во времена Ветхого Завета является суровым и недоступным, руководствуется безграничным великодушием относительно грешника.
Союз, который Наивысший за-ключает с Иаковом, по своему содержанию напоминает тот, который Бог заключил с Авраамом. Примечательны последние слова Бога: «Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт 28, 15). Со своей стороны Иаков в момент своей первой встречи с Творцом проявляет черты, которых мы раньше у него не замечали: смирение и богобоязнь. Встреча с живым Богом совершает чудесные перемены в человеке. Иаков строит алтарь и приносит жертву. Отвечает на приглашение Бога посредством литургического культа. Это будет извечная форма ответа человека на присутствие Бога.
Целью путешествия Иакова был Харан, место, откуда происходила его мать Ревекка, а ещё ранее и Авраам. Получив рекомендацию Исаака не брать себе жену из Ханаана, он путешествует в страну своих предков, чтобы там найти спутницу жизни. Таким образом, он прибывает в дом своего дяди Лавана, встретив перед этим в пути его дочь Рахиль. Между молодыми людьми происходит нечто, что сегодня мы назвали бы «любовью с первого взгляда». Как видим, это не открытие нашей эпохи…
Иаков не только попросил руки Рахиль, но и согласился служить семь лет за неё.
Библейский автор информирует, что они показались ему несколькими днями, потому что он любил её (Быт 29, 20). Эта деталь имеет большое значение, поскольку указывает на процесс перемены Иакова. Будучи до сих пор эгоистом, сумел, однако, отважиться на бескорыстную любовь, на самоотречение, на самопожертвование. Наблюдаем здесь также атмосферу древнего Ближнего Востока, где семейные отношения, очень близкие и крепкие, переплетаются с торговым обменом, что –парадоксально– не уничтожало эти связи, а ещё больше укрепляло их.
Когда миновало время условленной службы для заполучения Рахили в качестве жены, случилось нечто удивительное. Так вот, Иаков оказался обманутым своим тестем. Вместо Рахили тот хитростью «вручил» ему в жёны её старшую сестру Лию.
Вдохновлённый автор подробно описывает эту махинацию. Нам это может показаться как смешным, так и невозможным. Не будем вдаваться в подробности, поскольку он не ставил целью написание романа с любовными интригами, а историю спасения.
Заметим, что тот же Иаков, который ранее обманывал самым бессовестным образом, на сей раз пал жертвой такого же обмана: оболгал незрячего отца, теперь сам как слепец позволил себя обмануть. Как бы получает расплату за свои поступки… Не зря говорят, что нет ничего даром в этом мире… Единственно любовь даром, бескорыстна, особенно, любовь Бога. Она тоже имеет своё место в этой интриге. Бог использует эту ситуацию для реализации своих планов относительно спасения всего мира.
В итоге произошедших событий Иаков получает две жены и две их служанки как наложницы. Все четыре женщины рожают ему детей, двенадцать сыновей, которые положат начало народу Израиля, из которого через несколько веков родится Иисус, Спаситель мира. Видим, каким длиннодистанционным является Господь Бог. Он видит далеко, Он планирует вечность. Не надо возмущаться полигамическими связями патриарха Иакова. В ту эпоху, в той культуре это было чем-то вполне нормальным. Те люди ещё не были христианами, им не проповедовал ещё Иисус. Они были только вначале дороги к исполнению намерений Творца, который это моральное несовершенство как раз призвал на службу объективному добру. Ещё раз убеждаемся, какими необычными могут быть пути Божьего Провидения.
После многих лет службы у Лавана Иаков вместе со своей многочисленной семьёй и значительными пожитками покидает Харан. Его ждёт важное событие, которое он сильно переживает. Временной отрезок и множество переживаний не стерли из его памяти факты из прошлого. Совесть напоминала об обиде, которую причинил своему брату Исаву. Иаков жаждал примирения. Заметим, какая большая перемена произошла в этом человеке. Многолетний труд, жизненный опыт, но прежде всего ведущая рука Бога совершили чудо искупления. Прежде чем состоится встреча с братом, происходит событие, которое, возможно, является наиважнейшим в жизни Иакова. Испытывает таинственное, мистическое переживание над потоком Иавок (Быт 32, 25-32). Во сне борется с таинственной фигурой, в результате чего происходит изменение его имени Иаков – на Израиль, которое следует понимать как: Бог борется, Бог будет бороться. Израиль, народ который образуется и будет произрастать от сынов Иакова, будет носить это значение в собственной истории. Бог будет с ним, будет ему покровительствовать, будет бороться, защищая его. От человека, который когда-то был подлым обманщиком, Бог выводит великое дело, которое будет иметь своё продолжение в вечность. Для Него нет ничего невозможного…
Наконец-то доходит до ожидаемой встречи Иакова и Исава. Иаков переживал большую обеспокоенность, готовясь к этому событию. Он не знал, как отреагирует Исав.
Опасался мести. Был готов ко всему. Высылает брату много ценных подарков. Встреча, на удивление, состоялась в очень благоприятной атмосфере. Братья упали друг к другу в объятья.
Смирение Иакова встретило доброту и доброжелательность Исава. В этот момент с сердца Иакова свалилась наивеличайшая тяжесть. Испытал прощение. Почувствовал себя человеком свободным и счастливым. Жажда согласия и примирения не оказалась пустой, принесла блогословенные плоды. Он возвращается в Вефиль, место, где ему впервые объявился Бог и там жил определённое время.
Путешествия патриарха не закончились. Он будет ещё мерить в разных направлениях землю, данную Богом, но это будет совсем иное путешествие; с поднятой головой, с сердцем, наполненным радостью и миром. Иаков будет присутствовать до конца Книги Бытия, но уже несколько эпизодически. Роль первого плана займёт Иосиф, один из его сыновей.
Наша встреча с Иаковом была несколько поверхностной и может оставить чувство ненасыщенности. Всё из-за того, что история этой личности необычайно богата, как в области рассказа, так и в области теологии. Следует надеяться, что несколько этих рефлексий могут послужить развитию дальнейших размышлений, направленных больше на жизнь самого читателя. Независимо от промежутка во времени и культуре, каждый может во многих местах истории Иакова найти самого себя, свой грех, раны, жизненную беспомощность, но ещё больше – дорогу к освобождению и прежде всего – величие Бога и Его бесконечную любовь к своему творению.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)