В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Эпоха патриархов
История Иосифа
В нашем библейском путешествии всё ещё находимся в эпохе патриархов.
Относительно много внимания мы уделили Иакову, но ещё не распрощались с этой личностью окончательно, т. к. она ещё не исчезает полностью из Книги Бытия. Она немного отходит в сторону, уступая место одному из своих сыновей, чтобы вернуться в последних разделах этой книги.
Тем временем на первом плане появляется Иосиф – один из сыновей Иакова, которого родила ему любимая жена Рахиль. Личности Иосифа автор посвящает большую часть повествования, которое будет предметом наших рассуждений.
Этимология имени Иосиф означает: он [Бог] забирает и он [Бог] прибавляет. История его жизни многократно и полностью подтверждает содержание этого имени. Бог не только посылает испытания, но и благословляет и возвышает Иосифа для добра и добра всеобщего.
История Иосифа начинается довольно идиллически, он представлен как любимое дитя своего отца Иакова. Как известно, Иаков имел двенадцать сыновей, но среди них особенно выделял Иосифа. Такое отношение не нравилось остальным братьям. Зародилась зависть, которую сам Иосиф усиливал своим высокомерным поведением. Ситуация так накалилась, что братья решили убить Иосифа. В конце концов продали его как невольника, обманув отца, что его растерзал дикий зверь.
В этом месте нужно остановиться на минутку рефлексии. Начало деяний Иосифа в очередной раз убеждает нас, насколько органично Библия вошла в повседневную действительность, как она близка человеку в его пребывании на земле. Она показывает жизнь такой, какова она есть, со всеми её тёмными сторонами. Зависть, ревность, мстительность – эти наихудшие черты людского характера с давних времён проявились в жизни человеческого общества. Оказывается, что даже семья великого патриарха не избежала этого. Пороки, которые проявили братья Иосифа, в течение многих веков будут давать о себе знать на протяжении существования израильских племён. Между потомками сыновей Иакова неоднократно будет доходить до беспорядков и войн. Однако в эту ситуацию вступает Бог со своим планом перемены и избавления человека. Он терпеливо и с любовью совершает преобразование общества и отдельно взятой личности, этой стратегии остаётся верным навсегда.
Проданный в неволю Иосиф попал в Египет, в дом царедворца фараона, начальника тело-хранителей Потифара. Библейский автор отмечает, что был Господь с Иосифом; он был успешен в делах (Быт 39, 2). С самого начала всё более явным оказывается, что Бог не оставил Иосифа, а его досадная ситуация должна была сыграть важную роль в планах Творца. Однако, прежде чем дойдёт до полного выявления Божьих намерений, Иосиф вынужден будет пройти через испытания и очищение. Он был человеком разумным, интеллигентным и красивым. Насколько две первые черты снискали ему благоволение его нового господина и дали возможность стать управляющим в его доме, настолько красивая внешность возбудила вожделение со стороны жены Потифара. Сопротивляясь её настойчивости, Иосиф оказался незаслуженно обвиняемым и попал в тюрьму. Наш герой в очередной раз становится жертвой человеческой подлости.
Оказывается, земное счастье может быть кратковременным и не стоит слишком возлагать на него надежды. Часто находятся люди, которые с удивительным рвением стараются уничтожить счастье ближнего. Увы, не единожды достигают своей цели. Рассуждая по-человечески, зло побеждает, но с Божьей перспективы всё выглядит иначе. Бог постоянно реализует свой план и только финал отразит в соответствующем свете предыдущие события. Так было в случае с Иосифом, так есть и в нашей жизни – нужно только до конца поверить Отцу.
Бог также не оставил Иосифа в тюрьме. Наделённый Богом необычным даром, узник Иосиф прославился как толкователь снов. Это занятие пользовалось в Египте большим признанием. По Божьему Провидению, Иосиф толкует таинственный сон фараона. Ночное видение монарха касалось будущего его народа и не только: должно было наступить семь урожайных лет и столько же неурожайных. Иосиф убедительным образом истолковал значение сна, и это оказалось переломным моментом в его жизни.
Фараон не только вернул ему свободу, но и сделал его исполнителем своего сна. Иосиф должен был подготовить Египет к переживанию неурожайных лет. Он с воодушевлением взялся за дело и вскоре стал вторым человеком в царстве Египетском.
Люди со всех сторон прибывали к нему, чтобы купить недостающего хлеба. Он был великим, богатым, известным, но также справедливым и добрым.
Перенесенные до сих пор обиды «обеспечили» Иосифу такое важное положение в жизни. Можно было бы процитировать известную поговорку: «через тернии к звёздам». Однако ситуацию Иосифа следует рассматривать в контексте истории спасения. Речь идёт не о личной карьере сына Иакова, а о том, что его личность и история жизни красноречиво указывают на Божье Провидение. Иосиф является частью более широкого плана Бога. Он со своей стороны послушно принимает Божью волю, спокойно подчиняется Божьему руководству. Мы ни разу не видим его противления, дискуссии с Творцом, бунта или недовольства. Согласие с волей Божьей всегда оборачивается для человека добром, а иногда приводит к великим свершениям.
Приехали за хлебом и его братья. В Ханаане также господствовал голод и жители этой земли искали спасения в Египте. Братья не узнали в египетском сановнике своего брата. Он же узнал их сразу, но не показал виду. Через некоторое время, после нескольких контрольных манёвров со стороны Иосифа, наступает открытие тайны.
Очевидно, что удивление братьев не знает границ. Ещё больше их мучает страх перед местью Иосифа, по-человечески он имел на это право. Но ничего такого не наступило. Великий заместитель фараона искренне расплакался от радости и волнения. Счастливый, он бросился в объятия родных. Наступило полное прощение и безоговорочное примирение. Трудно себе представить лучший конец этой истории…
Это одна из наиболее впечатляющих сцен в Священном Писании. Любовь побеждает зло, обиду, желание мести. В образе Иосифа легко можно заметить типично христианские черты, хотя представленные события имеют место за несколько веков до провозглашения Евангелия. В Иосифе и его жизненной истории побеждает Бог и Его дело. Он всегда верен своей любви и неустанно заботится о людях, которых выбрал.
Иосиф перевёз в Египет отца Иакова и своих братьев с семьями и поселил их на плодородных землях страны фараонов. Все довольны таким ходом событий. Тогда ещё никто не знал, что их пребывание в Египте со временем перерастёт в горькую неволю. Опять повторится история, участником которой был Иосиф: из содеянного зла Бог выведет великое добро. Египетская неволя со временем трансформируется в известный Исход, который объявит великую хвалу и силу Бога, а израильским племенам создаст возможность стать единым народом, святым Народом, избранным Богом. Тогда они сильно почувствуют, как их любит Бог, как они важны для Него, но это наступит только через несколько сотен лет.
А пока что патриарх Иаков благоволит своим сыновьям и их детям. Благословение, которое он в компрометирующих обстоятельствах когда-то получил от своего отца Исаака, теперь справедливым и торжественным способом раздаёт своим потомкам. Опять побеждает добро, Божье дело. Последнее слово всегда принадлежит Богу, как в Библии, в истории, так и в жизни каждого отдельно взятого человека. Таким является главный посыл повествования об Иосифе и всего Священного Писания.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)