Библейская катехеза

кс.Адам Дынак-2В своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук,  вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

 

 

Эпоха Исхода:
предваряющие события

 

 

 

 

Исход из египетской неволи был одним из наиважнейших событий в истории Израиля. Оно выявило не только большую заботу Бога о Народе Избранном, но и положило начало целому ряду событий и ситуаций, присущих истории Спасения, высшей точкой которых является появление на свет Сына Божьего, а окончательным осуществлением будет Его второе пришествие в конце времён. Об исходе из Египта, как и о сопутствующих ему обстоятельствах и последствиях, будем рассуждать в несколько этапов, чтобы как можно глубже вникнуть в тайну действия Бога и понять вытекающие отсюда последствия для нашей веры. Прежде попробуем разобраться, что произошло перед тем, как израильтяне чудесным образом  покинули  страну  фараонов.
Библейский автор информирует, что благополучное до сих пор положение народа Израиля в Египте полностью изменилось. Новый египетский царь поставил надзирателей работ, чтобы они угнетали израильтян изнурительными работами (Исх 1, 11). Прошло много времени с момента прибытия семьи Иакова в Египет. Нынешний фараон уже не помнил о заслугах Иосифа перед Египтом. Израильтяне поселились тогда на хороших урожайных землях, где благополучно существовали, умножаясь и возрастая в количестве и силе. Ничего удивительного, что фараон опасался, что это сила, с которой нужно считаться. С его точки зрения израильтяне могли объединиться  с  возможными врагами Египта, и тогда ситуация могла стать действительно опасной.
Очевидно, израильтяне не имели таких намерений, но фараон, беспокоясь о стратегической безопасности царства, которым управлял, мог так рассуждать. Можно также предположить, что свою роль в данной ситуации сыграла и людская зависть. Израильтяне, чужой народ, заняли наиболее урожайные территории  Египта, что явно не понравилось большинству египетских начальников. Они начали кампанию по изменению этой невыгодной для них ситуации. В таких обстоятельствах израильтяне стали рабочей силой фараона. Нигде во внебиблейских документах прямо не найдено информации по этой теме, как в случае иных библейских событий, что вовсе не нарушает её аутентичности. Исход израильтян в действительности был малозначимым событием в истории мощной Египетской империи, поэтому египетские хроники не записали этот факт, тем более, что Египту он не принёс славы. Однако существуют косвенные доказательства, подтверждающие подлинность библейского сообщения. Первым из них является упоминание о застройке городов Пифом и Раамсес (Исх 1, 11). Оно находит подтверждение в исторических документах. Очевидно, такие города для запасов возникли в регионе, где поселились потомки Иакова. К тому же эта информация настолько важна, что речь идёт о славном городе Танис, который – с 1300 до 1100 г. до н.э. – назывался Раамсес. Эта информация помогает определить время событий, которые интересуют нас в настоящий момент. Всё указывает на то, что это происходило в XIII в. до н.э. К тому же археология предоставляет достаточно доказательств того, что при застройке упомянутых городов работало много рабов родом из Ханаана, откуда, впрочем, и прибыли когда-то в Египет израильтяне. Это только основные аргументы достоверности библейских сообщений. Очевидно, их больше.
Для израильтян, которые по происхождению были людьми пустыни, рабский труд был невыносим, и они изо всех сил  стремились вновь обрести свободу, которую давала им жизнь в пустыни. С другой стороны, египтяне тоже не хотели так просто отказаться от дешёвой рабочей силы. Ситуация обострялась и становилась всё более невыносимой  для сынов Израиля. В планах Божьего провидения она имела положительные черты. Она помогла израильтянам уберечься от чар импонирующей, но языческой египетской культуры, от влияния  религии и культа египетских божеств, приблизила  их к событиям, которые  готовил для них Бог. Жизнь многократно показывает: то, что на первый взгляд кажется болезненным и невыносимым, в Божиих планах может сыграть необходимую роль на пути к настоящему счастью. Человек в силу своей незначительности и ограниченности не всегда способен это понять. Однако, если он доверится Богу, даже из самых затруднительных жизненных ситуаций выходит победителем. Израильтяне ещё не понимали тогда, не знали того, что их положение является отправной точкой к великим делам Божиим в истории их народа.
Вторая, очень важная тема периода перед Исходом Израиля из Египта касается так называемых египетских казней. Библия повествует, что фараон упорно не разрешал израильтянам покинуть свой край. В этой ситуации Бог, при посредничестве Моисея и Аарона решил воспользоваться необычными знаками, чтобы сломить сопротивление правителя. Книга Исхода сообщает о десяти таких знаках, которые обычно называют казнями или карами египетскими. Эти знаки связаны с явлениями природы, и рассказ о них может удивить читателя. Оказывается, что каждый из этих знаков можно объяснить естественным образом. То, о чём читаем в библейском повествовании, имеет место регулярно, почти каждый год в дельте Нила.
Попробуем бегло присмотреться к тем знакам. Летом воды Нила прибывают и вода подмывает глинистые почвы, где живёт множество бактерий, приводящих к тому, что вода становится красной, «как кровь» (I знак). В результате этого дохнут рыбы, а на их месте размножаются жабы (II знак). Дополнительный подъём воды способствует появлению большого количества комаров (III знак). Когда вода начинает спадать, открываются болотистые пространства, на которых вылупливается множество мух, кусающих людей и животных (IV знак). Выгнанный на пастбище в январе скот заражается бактериями и нечистотами жаб, что вызывает болезни и даже смерть пасущихся стад (V знак).
Нарывами, о которых идет   речь в связи со знаком VI, мог быть так называемый нильский зуд, атакующий как людей, так и животных, часто превращающийся в язвы. Град (VII знак) –редкое явление в Египте, однако известное. В начале февраля град уничтожает посевы льна и ячменя, но не вредит поздним зерновым. Атаки саранчи – также типичное явление для стран Ближнего Востока, в том числе и для Египта (VIII знак). Чрезмерные разливы Нила оставляют большое количество красной глины, которая, высыхая на солнце, превращается в красную пыль. В начале марта сильный ветер поднимает эту пыль, так что в течение дня становится мрачно. Такое явление может продолжаться два-три дня, ничего удивительного, что в библейском описании густая тьма длилась три дня (IX знак). О последней казни, касающейся смерти первородных,  поговорим в следующем рассуждении.
Итак, видим, что описанные Божьи интервенции связаны с регулярными явлениями природы Египта. Чудо этих явлений основывалось тогда на их особенном увеличении и временной связи. Бог, который является Господином природы и автором происходящих в ней процессов, использовал естественные природные явления, которые, появляясь с необычной внезапностью и в определённых обстоятельствах, были для фараона признаком Божьего гнева, а для Моисея и израильтян – знаком интервенции Творца и  побуждением  к  доверительной  вере. Библейский автор подошёл к этим  явлениям с глубокой верой, которая помогла ему заметить в них всемогущество Божие. Он мог оценить их  вполне рационально. Однако во всех моментах  истории  он  видит творческое  присутствие Бога и в этом остаётся наставником для всех верующих людей. В нашей жизни Бог совершает ещё большие чудеса. Нужна только вера, чтобы их заметить, чтобы заметить близкое присутствие их Автора.

 

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий