Библейская катехеза

кс.Адам Дынак-2В своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук,  вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

 

 

Эпоха Исхода.
Пасха

 

 

 

 

Уход подневольного народа Израиля из Египта вызревал в богатом  контексте событий. В этом можно было убедиться уже на основании предыдущих рассуждений как на тему личности Моисея, так и на тему событий, предшествовавших самому моменту Исхода. Стоит вспомнить, что библейская история передала до этого времени, правда, в определённом сокращении, две трети жизни Моисея. Также сообщение на тему Божиих знаков в Египте, которые должны были сломать упорство фараона, свидетельствует о необычности того, что непосредственно имеет место в данное время и что должно ещё будет произойти. В данном рассуждении речь пойдёт о десятом, последнем знаке – смерти первородных в Египте, которая очень тесно связана с событием израильской Пасхи – наиважнейшего  праздника в религиозной традиции народа избранного.
Показанные до сих пор чудесные природные знаки не убедили фараона. Сердце его ожесточилось, и он упорно отказывался отпустить Израиль из Египта. Тогда Бог сказал Моисею: «Я наведу на фараона ещё одну казнь, после того он отпустит вас отсюда, вышлет, более того, будет гнать вас» (Исх 11, 1). Этой казнью должна была стать смерть всего, что первородное в Египте: от первородного сына фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни при жерновах, и всё первородное из скота (ср. Исх 11, 5). Израильские семьи сохранятся благодаря условному знаку. Согласно повествованию Книги Исхода в ту ночь, когда Господь поразил всех первородных в земле египетской (ср. Исх 12, 29), Израиль праздновал Пасху. Это была последняя ночь их пребывания в Египте – земле неволи.
Читая библейский рассказ, можем подумать, что праздник израильской Пасхи берёт своё начало именно от той ночи. Но это не так. Пасха является праздником гораздо более раннего периода, восходящим ко временам до Моисея, и его история довольно сложная.
В Книге Исхода можно найти свидетельство, что израильтяне практиковали пасхальную жертву ещё до выхода из Египта. По этому поводу просили фараона о возможности отпустить их в пустыню (ср. Исх 5, 1; 10, 9), но царь не согласился. Пасха, семейный праздник израильских пастухов, отмечался ежегодно весной. Это было связано с первым выгоном овец на пастбище после трудных зимних месяцев.
Праздник носил очень радостный характер. Отмечали его ночью, когда стада спали и их  не нужно было сторожить, при полнолунии, когда ночь была самая ясная. Тогда тоже приносили в жертву молодого ягнёнка, которая должна была привлечь благословение и обеспечить стаду плодность и прирост. Мясо ягнёнка употребляли с пресным хлебом и горькими пустынными травами.
События, которые имели место в Египте, связали этот пастуший праздник с избавлением от рабства. С того момента Библия всегда соединяет Пасху с выходом из Египта. Всеми принято, что само слово пасха (евр. песах) означает прохождение мимо.
В тот период святая еда объединяла членов семьи в ситуации, когда готовились к выходу из страны фараонов и отправлялись в неизвестное странствие по пустыни, где им угрожала всяческая опасность. Это религиозное событие тогда означало, а в будущем напоминало им об отделении от египтян и формировало чувство общины, которую Бог выбрал себе во владение. Переживаемая в таком контексте Пасха придавала особое значение уходу из Египта. Выход переживался как сакральное событие, происходившее по воле самого Бога. Поэтому Пасха так хорошо вписалась в религиозные традиции Израиля.
В ту особенную ночь каждая израильская семья должна была кровью пасхального агнца помазать перекладины у дверей. Это являлось знаком для ангела Божьего, который был послан для поражения первородных в Египте. Обозначенные израильские дома остались спасёнными. Смерть первородных вызвала великий плач в Египте. Фараон посреди ночи призвал Моисея и Аарона и велел, чтобы народ израильский тотчас же покинул Египет со всеми своими пожитками. При этом царь попросил также благословения себе (ср. Исх 12, 31-32). То, что ещё накануне казалось невозможным, теперь исполнилось в многократном объеме. Чудеса, которые были предсказаны Богом, становятся фактом. Израильтяне второпях покидают Египет, в котором прожили сотни лет. Первоначально египетский край был для них местом спасения, но со временем превратился в землю неволи. Теперь они оставляют это место, идя навстречу событиям, которые приготовил им Бог.
По-разному пытаются объяснить десятый египетский знак, касающийся смерти первородных. И наверняка нельзя трактовать библейское повествование дословно. Без всякого сомнения, не умерли абсолютно все первородные сыновья египтян. Очевидно, что библейские авторы становятся подверженными тенденции преувеличения, поскольку при изложении фактов пользовались большими, круглыми цифрами.
Конечно, частично их можно понять, т. к. нельзя было писать иначе о таком важном для Израиля событии. Может быть, в действительности речь шла о какой-нибудь эпидемии, которая стала причиной смерти многих египетских  детей. Казнь эта коснулась египтян, но прошла мимо израильтян, поскольку те жили в другой части Египта. Эти события совпали с празднованием Пасхи в израильских домах. Соответствующую атмосферу создали также необычные природные явления (девять казней), о которых  мы писали в предыдущей статье. На фоне упорных стремлений израильтян к уходу из Египта фараон принял это за кару Божью. Возникло замешательство, которое помогло израильтянам покинуть Египет.
Попытки естественного выяснения смерти первородных в пасхальную ночь необязательно должны означать отвержение достоверности библейского рассказа. Речь только об упорядочении фактов. Похоже, что и здесь всемогущество Бога базируется, как это имело место в случае с предыдущими египетскими казнями, на естественных, природных явлениях. Бог пользуется тем, что Сам сотворил, чтобы проявить сверхъестественную силу. По Его воле события сложились в такой, а не в иной последовательности. Для равнодушного наблюдателя это было стечением обстоятельств, однако для человека верующего и религиозно впечатлительного это означало нечто иное. Всегда следует также помнить, что израильтяне писали свою историю много лет и даже веков спустя. Они рассматривали эти события, замечая их в контексте других необычных фактов из истории народа, и придавали им соответствующую интерпретацию. Библейское повествование является не только регистрацией фактов из истории народа избранного, но есть свидетельством веры людей, которые эти факты переживали. Без понимания этой правды нельзя правильно понять Библию.
В наших рассуждениях наступил переломный момент. Заканчивается время пребывания в Египте, и начинается новая эпоха для народа избранного. До сих пор мы обращали внимание на то, что имело место в Египте, ещё до исхода Израиля.
Оказывается, данный этап изобилует необычным богатством проявлений Божьего провидения. В этот трудный для народа период Бог не оставил его. Он посылает  спасителя, сражается с враждебным могуществом фараона, совершает чудесные знаки.
Богу не безразлично терпение человека. Неоднократно Он допускает его, но никогда оно не является абсолютным состоянием. Скорбный опыт израильтян в Египте составляет часть Божьего плана, чтобы наделить их необычным даром: сделать своим народом избранным, народом любимым. Стратегия Отца в небе не меняется, она постоянно та же. Неустанно проявляется в течение веков. Также и сегодня, Бог реализует в нашей жизни свои извечные планы. Необходимы только вера и доверчивое сердце. Без веры многие вещи будут только удивительным стечением обстоятельств, а сама жизнь может стать навязанной необходимостью. Верующий человек неустанно ощущает зов оставить край неволи, видя перед собой чудесную перспективу земли обетованной.

 

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий