В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Эпоха Исхода:
переход через Красное Море
Выход из Египта диаметрально изменил ситуацию и положил начало целому ряду необычных событий, которые привели к созданию единого, сконсолидированного народа, названного Израиль, к заключению союза с Богом у горы Синай и, наконец, к приобретению земли Ханаан, которая на протяжении долгого времени станет отечеством Народа Избранного. Из этого народа и на этой земле явится Спаситель мира – Иисус Христос.
Оказывается, чудесная интервенция Бога не закончилась в Египте. Она имела продолжение после Исхода из Египта, как во время странствования в пустыне, так и во всей последующей истории библейского Израиля. В этом огромном переплетении событий некоторые из них заслуживают особого внимания.
В данном и последующем размышлениях попробуем присмотреться к некоторым Божиим знакам, имевшим место в момент, когда народ Израиля покинул страну фараонов. Особенным событием стал чудесный переход через Красное Море. Этот библейский фрагмент знают почти все, даже те, кто не читает Священное Писание. Так происходит, между прочим, благодаря известным голливудским кинофильмам.
Библейское описание этого события предоставляет кинорежиссёрам воистину неограниченные возможности для реализации их творческих фантазий, поэтому кадры из некоторых фильмов могут ввести зрителя в восторг и оцепенение. Несомненно, экранизация библейских событий заслуживает уважения, тем не менее, следует заметить, что порой несёт в себе и определённую опасность, поскольку преподносит зрителю готовый, лёгкий и часто субъективный, а при этом рассчитанный на популярность, комментарий событий святой истории. Сколько людей освобождаются при этом от чтения библейского текста! Радуются «заготовке», полученной без всяких усилий. Но Боговдохновлённым является только текст Библии, а не фильм, даже самый набожный и профессионально поставленный. Кроме того, у людей, не обладающих солидными знаниями по этой теме, некритических, кинообраз может закрепить определённый стереотип, трудноизменяемый, а ведь мы, столкнувшись с Объявлением ,становимся людьми ищущими. Это не означает, что следует отбросить фильмы с библейской тематикой, наоборот, они в какой-то степени могут помочь, но только при условии предварительной личной встречи с библейским текстом. Ни один, даже самый лучший фильм не заменит чтения Священного Писания!
После такого вступления вернёмся, однако, к библейскому описанию перехода через Красное Море в Книге Исхода. Покинув Египет, израильтяне направились на восток, в направлении Ханаана, земли, обетованной Богом. Но избрали не кратчайший путь, который вёл вдоль берега Средиземного Моря. Израильтяне опасались, «чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет» (Исх 13, 17). Очевидно, что вступление в Землю Обетованную, с этой стороны, означало столкновение с воинственными филистимлянами. Убегающий из Египта народ на этом этапе ещё не был готов к такому испытанию. В связи с этим он выбрал более длинный путь, ведущий через Синайский Полуостров.
Согласно библейскому повествованию, фараон быстро поменял своё мнение относительно израильтян и отправил погоню, чтобы вернуть утраченную рабочую силу. Египетское войско настигло беглецов, которые уже дошли до берега Красного Моря. Израильтяне оказались в западне: перед ними было море, за ними – войско фараона, сражение с которым не оставляло никаких шансов. Ситуация казалась безнадёжной. Народ поддался панике и проявил бунт против Моисея (ср. Исх 14, 11-12).
Дальнейшая история странствования в пустыне принесёт ещё много подобных бунтов.
Только Моисей сохранил полное доверие Богу, который заботился о своём народе и стремился прийти ему на помощь. По Божьему повелению Моисей простёр руку с жезлом на море, и его воды расступились, образуя коридор, по которому можно перейти на другой берег. Боговдохновенный автор сообщает, что «пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх 14, 22). Этим же путём погнались преследовавшие их египтяне. Тогда, опять же по велению Бога, Моисей простёр жезл свой, и море вернулось на своё место, потопив египтян. Израильтяне спаслись, а их преследователи погибли. Это вызвало богобоязнь у народа израильского и укрепило их веру. Свою радость и благодарность Богу они выразили в длинной и прекрасной торжественной песне (Исх 15, 1-21).
Это – библейское описание. Если речь идёт о более подробных деталях, то – между прочим – возникает вопрос относительно численности израильтян, которые чудесным образом перешли Красное Море. Библия сообщает, что из Египта отправились около шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх 12, 37). Речь идет также о множестве стад овец и скота. Не упоминаются здесь женщины, которые всё же там были. Это число совершенно невероятно. Такая толпа образовала колонну, длиной около двухсот километров, которой потребовалось бы около месяца, чтобы перейти Красное Море, не говоря уже об организационных проблемах такого похода. Почти двухмиллионная толпа людей не смогла бы прожить на Синайском Полуострове, большая часть которого является пустыней.
Эту трудность можно попытаться разрешить, обратив внимание на то, что в древнееврейском языке используется тот же термин (elew), означающий тысяча, но ещё и семья, поколение, воинское подразделение. Если так, то Моисей мог вывести из Египта около шестисот семей или шестисот воинских подразделений, т.е. около тридцати тысяч людей. Это вполне реальная цифра. Не исключено тоже, что автор, называя такое большое число, опирался на данные времён царствования Давида, когда возникло данное описание. Возможно предположить также, что мы встречаемся здесь с определённого рода «пропагандой». Большие, округлённые цифры служат выражению необычности того, что имело место. Речь идёт о великих интервенциях Божьих.
Фрагмент на тему чудесного перехода через Красное Море представлен с переакцентированием определённых элементов, но нельзя было иначе рассказать о том, что тогда произошло. Для израильтян это было таким большим и таким необычным потрясением, что только таким образом сумели об этом сказать. Определённо, любое представление тех событий не в состоянии передать то, что пережил тогда народ. В очередной раз имеем пример свидетельства веры библейского народа. Прекрасным образом, с необыкновенным вниманием и впечатлительностью передают свою историю, историю отношений с Богом, Его присутствие и участие в жизненных испытаниях. Это очень глубокое и живое свидетельство веры, достойное наследования.
Фрагмент о переходе через Красное Море представлен образно и довольно драматично. И не следует сомневаться в правдивости переданного нам рассказа. Существует немало интересных интерпретаций «чуда моря», выступающих за рамки библейского повествования, но в наших рассуждениях мы придерживаемся традиционной интерпретации библейского текста. Наиважнейшим является то, чтобы в том, что читаем, не искать пустой сенсации, на чём часто заостряют внимание создатели кинофильмов, а расширить повествование в аспекте углубления своей собственной веры: чему учит меня это повествование? Какой образ Бога оно показывает? Какие ассоциации рождаются при чтении этого текста во мне, человеке верующем, но также переживающем различные ежедневные испытания? Такой подход к повествованию, несомненно, принесёт нам истинную пользу.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)