Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук,  вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

 

 

Эпоха Исхода:
чудеса в пустыне

 

 

 

 

Продолжаем находиться в сфере размышлений об Исходе израильтян из Египта, «дома неволи». Вышеизложенные рефлексии разъясняют нам, с одной стороны, каким значительным был Исход для народа избранного, а с другой стороны, какое великое богатство для нас заключает в себе библейское описание этого события.
В предыдущей статье мы рассуждали о чудесном переходе через Красное Море, который хотя и был очень важным моментом, однако не наиважнейшим. Соответственно, трудно сказать, что в последовательности изложенных событий было или будет наиважнейшим фактом. Странствующий по пустыне народ ждёт ещё заключение союза на Синае, а спустя некоторое время – завоевание и освоение земли Ханаан. Кажется, что эти события намного важнее, нежели «чудо моря». Прежде, чем коснуться их в нашей медитации, попробуем сначала присмотреться к чудесам, которые изведал народ избранный, пребывая в пустыне. Оказывается, переход через Красное Море был не единственным чудесным знаком Божьего Провидения, распространившегося тогда на израильтян.
Явление, связанное с пребыванием Израиля в пустыне, –  «манна небесная». Благодаря библейскому рассказу символ «манны небесной» вошёл в литературу и культуру. Хотя о «манне, падающей с неба», слышали сегодня почти все, однако до конца не известно, о каком явлении и о какой пище идёт речь в библейском тексте. Действительно ли таинственный хлеб, похожий на мелкий град, падал с неба, чтобы накормить голодных странников? Проще всего было бы принять эту версию, но нельзя таким фантастическим образом трактовать библейский пересказ. Вдохновлённый автор пытается представить нам какое-то природное явление, ибо пишет: «Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это» (Исх. 16, 14-15). Из этих слов следует, что израильтяне прежде не знали этого явления. Однако мог об этом знать Моисей, который ранее сорок лет прожил в этой пустыне и хорошо познал её тайны. О чём речь?
Исследователи Священного Писания указывают на несколько явлений, возникавших на Синайском полуострове, которые могут иметь связь с библейским повествованием о манне. Согласно одной из теорий, речь идёт о пище, которую и сегодня можно собирать в долинах среднего Синая. Это зернистая субстанция, по вкусу напоминающая мёд.
Производит её в виде клейких выделений определённый вид насекомых. Под влиянием высокой температуры из неё испаряется вода и жидкая прежде субстанция превращается в твёрдые комочки, которые можно собирать. Один человек может собрать за день около килограмма этой «манны».
Другая гипотеза обращается к деревьям под названием тамариски, которые растут на Синайском полуострове, достигают до семи метров в высоту. В летние месяцы их ветки накапливают столько сока, что лопаются. Капли сладкой жидкости под влиянием низкой ночной температуры затвердевают, образуя маленькие зёрнышки, величиной с горошину. По сегодняшний день арабы собирают эти зёрнышки, называя их «манной небесной». Делают это вечером или рано утром, т. к. в течение дня солнце растапливает зёрнышки.
Сконденсированный сок имеет белый цвет, ароматный запах и вкус, напоминающий мёд. Этот продукт обладает очень высоким питательным качеством, может даже заменить мясо. Смешанный с мукой, он служит для выпекания вкусных, питательных лепёшек.
Приведенные попытки выяснить явления манны по многим параметрам соответствуют библейскому описанию: количество собираемой ежедневно манны, сбор на рассвете…Однако не удаётся натуральным образом представить  все особенности описания. Прежде всего мало вероятно, чтобы в бедной окрестности, каковой является Синайский полуостров, было столько вышеописанной манны, что можно было утолить голод нескольких тысяч людей. Кроме того, манна появлялась лишь в день, объявленный Моисеем. Согласно библейскому повествованию, слишком большое количество собранной манны подвергалось порче, в то время как определённое её количество хорошо сохранялось в Хранилище Завета. Итак, можно сказать, что Бог кормил свой народ, используя для этой цели природные явления, характерные для Синайского полуострова, но этот естественный феномен был обогащён какой-то сверхъестественной интервенцией Всевышнего. Также стоит добавить, что израильтяне питались не только манной. Ведь они забрали из Египта стада скота, которые обеспечивали их молоком и мясом.
Очередным удивительным и провиденным явлением на пути Израиля в пустыне были перепёлки. Так же, как и в случае «казней египетских» и манны, это явление частично  можно объяснить натуральным образом. Так вот, весной стаи перепёлок перекочевывают из Африки в средиземноморские страны. Ослабленные долгим перелётом, они садятся на отдых на Синайском полуострове. Птицы так утомлены, что падают на землю и их можно легко поймать. Возможно, нечто подобное  могло тогда иметь место. Чудо данного явления основано прежде всего на том, что израильтяне заметили в появлении перепёлок выражение Божьего провидения в их трудной ситуации на пустынных просторах. В очередной раз сталкиваемся с примером использования Богом процессов природы для объявления своего присутствия и заботы. Речь идёт только о правильном прочтении определённых событий.
И, наконец, о чудесах появления воды в пустыне, которую по распоряжению Бога, Моисей «чудом» извлёк, ударив жезлом в скалу (Чис 20, 10-11). Также и это явление можно объяснить естественно. На Синайском полуострове, по которому путешествовал народ Израиля, большей частью поднимаются известковые скалы, которые скрывают внутри сеть канальчиков, источающих воду. Пласт скалы не позволяет воде вырваться на поверхность. Но иногда он такой тонкий и слабый, что стоит ударить, чтобы начала течь вода. Нужно только знать, где ударить. Ещё раз следует напомнить, что Моисей ранее прожил в этой пустыне много лет и познал её тайны. Пришло время, когда он свои знания смог применить с пользой не только для себя, но и для всего народа. Вера в Бога вела народ к следующей интерпретации происходящих событий: в критической ситуации появилась помощь Бога и спасение от смерти по причине жажды. Это вовсе не сверхъинтерпретация или суеверие. Те люди верили в Бога всем своим сердцем и видели Его реальное присутствие и сильную ладонь в каждой жизненной ситуации. Даже если когда-то и бунтовали против своего Бога, никогда не теряли веру в Него.
Читая о чудесах в пустыне, одни восторгаются ими, другие относятся к ним скептически,  не веря в правдивость  библейского  повествования, а некоторые с сожалением и претензией задаются вопросом: почему же теперь мы не испытываем таких спектральных проявлений Божьего присутствия? Бог совершал великие знаки в истории Народа избранного, но  в действительности же величайшим чудом является вера тех, кто эти знаки получал. Они в естественных природных явлениях видели проявление присутствия и любви Бога. Это следовало из их огромной веры в Бога и связи с Ним. В настоящее время Бог также всевозможными способами проявляет своё присутствие, часто ещё более необычное, нежели тогда. Но встречаются ли Его знаки с надлежащей верой теми, кому они направлены? В библейских рассказах о событиях древних времён наиважнейшими являются не чудеса, в них представленные, а близкие и живые отношения между Богом и человеком. На безграничную любовь Творца человек отвечает живой верой. Это для нас наиважнейшая наука,  вытекающая из чтения Священного Писания.

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий