В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Эпоха Исхода:
бунтарский народ в пустыне
Выход из страны фараонов дал начало целой цепочке событий в истории Израиля. Их длительное пребывание в пустыне сопровождалось радостными и грустными, похвальными и грешными действиями. К последним относятся бунты народа против Моисея, их предводителя, а впоследствии – и сопротивление по отношению к самому Богу. Это были достаточно тяжёлые, но в то же время и необходимые ситуации в жизни странствующего народа на пути к земле обетованной. Отход и бунт избранного народа обнажил его слабость, что в свою очередь и послужило толчком к очищению и обращению.
Впервые вышедший из неволи народ поднял бунт в контексте перехода через Красное Море (Исх 14, 10-12). Фараон направил за беглецами своих людей, которые догнали и прижали израильтян к морю. Убегающий народ оказался в западне, и тогда перед лицом страха выступил со своими претензиями к Моисею, ставя ему в вину бессмысленность выхода из Египта. Моисей отреагировал на всё это совершенно спокойно, вливая в сердца бунтарей упование на помощь Бога. Бог, на этот раз, не разгневался на народ, а наоборот, объявил свою силу, совершая «чудо моря». Данная история завершилась радостной песнью благодарения. Можно сказать, что поведение израильтян было спровоцировано смертельной опасностью, но с другой стороны указывало на то, какая же слабая у них вера, какое же колеблющееся упование на Бога. Бунт на берегу Красного Моря, к сожалению, не был единственным и последним. После него последуют очередные. И тогда ответом со стороны Бога будет назидательное наказание. Сорокалетнее паломничество по пустыне должно будет воссоздать народ, воспитать его в верности и доверии к Богу, потому что только такие люди могут получить в наследство святую землю.
Наиболее известным бунтом израильтян является история с золотым тельцом (Исх 32). Во время отсутствия Моисея народ сотворил себе золотого тельца, который должен был символизировать Бога, и начал создавать его культ. Проблема с тельцом, выражающим Бога, ещё много раз будет возвращаться в истории Израиля. Бог, который их вёл, был невидимым и поэтому казался далёким, недоступным. Другие народы поклонялись разным божествам, и Израиль также хотел иметь свой объект поклонения. Народ желал видеть своего Бога, дотрагиваться до него. Фигурка тельца казалась им самой подходящей для представления Бога Яхве, так как бык являлся символом силы и плодовитости. И таким образом очень быстро перешли от культа истинного Бога к поклонению предмету, выполненному из металла.
Своим поведением израильтяне разожгли гнев Бога до такой степени, что Он просто хотел их уничтожить. Только заступничество Моисея спасло этот народ от уничтожения. Сущность неверности израильтян заключалась в том же, что и в первый раз: люди очень быстро забыли о знаках Бога в Египте, об освобождении их из рабства, о «чуде моря». Их связь с Богом оставалась всё ещё непрочной.
Размышляя над этим событием, понимаем, что такая позиция очень часто характерна для людей верующих и в наше время. Очень легко забывают о Божьих добрых деяниях, очень быстро закрываются в себе, сосредоточившись на «хорошей» жизни и эгоистической оценке реальности.
Израильтяне много раз поднимали бунт против Моисея, а в итоге – против Бога. Конечно, невозможно привести все факты, которые описаны в Библии, поэтому обратим внимание только на некоторые, наиболее громкие, а к ним с уверенностью можно отнести сопротивление народа, оказанное после возвращения посланцев Моисея в землю Ханаан (Числ 13 – 14).
Дорога, которую должен был преодолеть народ после выхода из Египта, не была длинной, и израильтяне достаточно быстро оказались на границе Ханаана. Разведчики оценили страну как место плодородное и богатое, но одновременно и как сильно оберегаемое и недоступное для захвата. Такие вести привели народ к страху и панике, и он поднял очередной бунт против Моисея и хотел возвращаться в Египет. Данная ситуация в очередной раз вызвала справедливый гнев Бога по отношению к избранному народу, и это могло бы стать причиной полного уничтожения его, но Моисей своим заступничеством снова спас своих земляков от смерти. Наказанием за недостаток веры и доверия Богу стало сорокалетнее скитание израильтян по пустыне, данное Господом для того, чтобы за это время смогли воспитать новое поколение, которое будет верить и доверять Всевышнему: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, (…) не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их» (Числ 14, 22-23), – так сказал Бог и сдержал Своё слово.
За своё поведение израильтяне заплатили многолетним скитанием по пустыне, которое, в свою очередь, принесло им необходимое очищение. Сорок лет жизни в пустыне, своеобразные реколлекции, которые тогда пережили, превратили их в народ, крепкий в вере, готовый к принятию и выполнению обещаний и планов Бога.
И, наконец, ещё несколько слов относительно бунта, которому сопутствовало появление змея, сделанного из меди. В очередной раз израильтяне сопротивлялись Богу и Моисею, нарекая на тяжесть паломничества по пустыне. В очередной раз загрустили о жизни в рабстве в Египте. На этот раз интервенция наказания Бога опередила заступничество Моисея: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых». (Числ 21, 6). В этой драматической ситуации Моисей просил Бога за народ, в итоге получил ответ и должен был сделать подобие ядовитой змеи и поместить его на деревянную палку. Каждый укушенный, если посмотрел на эту змею, избегал смерти (ср. Числ 21, 7-9). К этому событию позже вернется Иисус в ночном разговоре с Никодимом: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 14-15). Эпизод из давней истории Израиля, во всём своём негативном значении, был заповедью предшествующих спасительных событий, которые реализовались в личности Божьего Сына, Спасителя мира. Предсказывали воздвижение Иисуса на кресте, которое является спасением перед смертью вечной.
Библия описывает множество случаев бунта и непослушания народа израильского в пустыне после выхода из Египта. Невозможно всё описать. Эти несколько приведённых здесь событий связаны между собой некоторыми, периодически повторяющимися правдами. Прежде всего, каждый бунт выражает слабость странствующих, незрелость их веры. Свидетельствует об отсутствии у них полного доверия Богу. Указывает на сильную привязанность к мирским делам, которой движет эгоизм, стремление к выгоде. Во- вторых, каждый раз интервенция Моисея спасает народ перед поношением полной ответственности за грех непослушания Богу. Его упование на Бога было таким великим, что распространялось за целый народ. В этом контексте видим, какую огромную роль играют в жизни люди, посланные Богом. И, наконец, в-третьих: каждый бунт израильтян, несмотря на свою греховность, свою негативную сторону, приносит определённое добро. Бог часто наказывал бунтарей, но никогда не мстил. Наказание всегда имело воспитательный характер и, на почве содеянного греха, сопутствовало торжеству добра, новому качеству жизни, согласно с Божьей волей. Очень тонко выразил это святой Павел: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Сделанные выводы никогда не теряют своей актуальности.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)