Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

 

Эпоха Исхода:

завет на горе Синай

 

 

 

   В  нашем  паломничестве по тропам  библейской  истории  спасения  достаточно  много  внимания уделяем выходу Израиля из египетской  неволи  и  временному  пребыванию избранного народа в пустыне. Скорее всего, эти сорок лет имеют  гораздо  большее  значение  для  истории  спасения,  нежели  многие  века в  более  поздней истории  израильтян. Теме Исхода, которая  конкретно  связана с  выходом  из рабства и паломничеством Израиля, посвящаем уже шестое  размышление, но чувство, что встречи  с  её  богатством носят  поверхностный  характер, не покидает  нас. Ощущение такое, будто мы и сами не хотим с этой темой  расставаться…

   Сегодня речь пойдёт о союзе, заключённом  на  горе  Синай. После выхода из Египта израильский народ  направлялся  к земле Ханаан, к  земле  святой, обещанной самим Богом. Тогда ещё никто не знал, что  планы  Творца  по  отношению  к  избранному  народу  выходили далеко за пределы поселений  израильтян  на  землях,  находящихся  на  западной  стороне Иордана. Израильтяне, с одной стороны, были  избранными и возлюбленными  Богом,  который связывал с ними чудесные планы на будущее, однако  с  другой стороны, не  были ещё народом в полном значении этого слова  как с духовной стороны, так  и  социально-политической. Говоря  простым  языком, на том этапе истории  это была просто группа людей – неорганизованная, бунтующаяся, дезориентированная  в  ситуации,  в которой оказалась, не говоря уже об  очень  низком  уровне  религии и веры. Но Богу не важно было, чтобы  на палестинской земле поселился  новый  народ,  или ещё один  народ, или только этот народ. Бог хотел иметь свой народ, выбранный народ, возлюбленный народ, а это влекло за собой множество  необычных  последствий.

   Формирование Израиля  как  Божьего народа проявлялось разными  способами – в ощутимом присутствии  Бога, видимом  в необычных  знаках,  наказаниях  и испытаниях,  личном  участии  Моисея   в судьбе израильтян  и во многом  другом. Это  все  привело  к  моменту, когда Всемогущий  Бог  решил  заключить союз с израильтянами  – последний  и самый  важный  в  Ветхом  Завете. Напоминание  о нём будет идти постоянно, он  будет  постоянно обновляться,  но  следующим и последним  будет  союз, который Бог  заключит  с  людьми в личности  Иисуса Христа. Если смотреть на  всё  это с  хронологической  точки  зрения, то  можно убедиться  в  непревзойденном   значении  того союза. Он продолжался  до самых  «границ»  Нового Завета, а значит – более тысячи двухсот  лет,  и это позволяет  сделать  вывод,  что данный союз являлся  фундаментом   для   религии   Израиля   на многие  столетия.

   Дорога  через  пустыню  привела к  горе,  где  произошло Божье объявление. Чаще всего эту гору называют Синай, но иногда встречается  и название Хореб. Если быть точным, то полной уверенности, в  каком именно  месте произошло данное объявление, нет. Историки  и  библеисты в данной теме  разделились в своих убеждениях. Наиболее правдоподобная версия «размещает» Синай в южной  части  Синайского  полуострова  и  идентифицирует его с горой Джебель  Муса (2285 м над  у. м.). У подножия  данной  горы  располагается  равнина, где израильский народ  разбил  свои шатры. Эта равнина была длиной в пять километров, а  значит, была прекрасным местом для расположения, и бывшие  странствующие  могли находиться  там  на протяжении времени. Равнина, о которой говорим, окружена горами, что делает это место необычно красивым. Можно подумать, что сама природа приготовила его для очень важного  события. Импонирующий и наполняющий покоем  пейзаж, кажется, в полной мере соответствует библейским  описаниям.

   События, о которых говорим, произошли  немного  позднее  выхода израильтян из Египта. У горы Синай, вдалеке  от современных цивилизованных   центров,  свершилось объявление Бога. К этому  огромному Божьему дару народ должен был приготовиться как  внешне, так  и  внутренне. Встреча с  Богом  имела  культовый  и литургический характер, поэтому израильтяне  и были подвержены определённому  очищению.  На это время  должны  были  даже  воздержаться  от  сексуальной жизни. Никто  не  должен  был приближаться к горе, это было смертельно  опасно. Бог  хотел, чтобы  беглецы из Египта стали избранным народом, святым. Но на этот случай  необходимо  было  их  согласие. Поэтому Моисей собрал старейшин  народа и представил им план Бога у подножия  Синая, где разрозненные  внутренне племена евреев стали народом. Народ соединился союзом с Богом, что, в свою очередь, явилось  судьбоносным  не  только  для народа израильского, но и для всего человечества.

   Бог  явился  среди молнии и громов. Посредником между Богом и народом был Моисей. На просьбу  Бога  взошёл  на гору, скрытую в облаках, и там получил нравственный  закон,  который записал, а позднее передал народу. Весь народ, в один голос, ответил: «Всё, что сказал Господь, сделаем (и будем послушны)» (Исх 24, 3).  После таких  слов  Моисей возвёл  алтарь из двенадцати камней,  символизировавших  израильские  племена, и принёс жертву Богу. Ещё  раз  прочитал текст завета и после получения со стороны израильтян гарантии, что все эти правила будут выполняться, взял  кровь  с принесённой жертвы и одну её часть вылил на алтарь, который  представлял Бога. Остальной  кровью  окропил  народ, при  этом произнося следующие слова: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх 24, 8). Таким  способом  Моисей  символично соединил между собой двух «партнёров», при этом воспользовавшись  кровью  жертвы. Знак крови  очень  важен в культуре древнего  Ближнего Востока. Он указывает  на  огромную значимость данного договора. Кровь скрепляла, делала нерушимой дружбу, а  участники  заключенного союза были обязаны быть верными себе несмотря  ни на что. Торжество закончилось трапезой жертвы.

   Ранее Бог уже заключал союз с человеком, например,  с Ноем  или Авраамом. Однако это были односторонние союзы: Бог обещал, не требуя  от  них  никакой  взаимности. У горы  Синай  инициатива также исходила от Бога, но это уже был двусторонний союз: и Бог, и народ Израиля были взаимно обязаны. Бог будет верен обещаниям, будет благословлять избранный народ,  а  Израиль сохранит и выполнит  полученное  право. Речь шла прежде всего о жизни, согласно  Декалогу,  который является сердцем   Синайского  Союза.

   Заключение союза у подножия Синая  является  необычным событием  не только для народа израильского. Из  его  плодов постоянно черпает весь мир. Десять Божьих Заповедей, которые Господь подарил  тогда  человечеству,  являются самым мощным и самым  незаменимым столбом, который удерживает  моральный  порядок  в мире. Без Декалога человечество уже  давно  перестало бы существовать. Все мы пользуемся наследием Синайского Союза, или Завета. На вопрос молодого человека, что мне сделать доброго,  чтобы  получить жизнь вечную, Иисус ответил: соблюди заповеди (ср. Мф 19, 16-17).

   В то  же время нельзя забывать, что существует  иной, совершенный  союз, в  котором и мы с вами – его участники. Наш Господь Иисус Христос через смерть на кресте и Воскресение установил наивысший союз между Богом и человеком – союз вечный, незыблемый,  несокрушимый.  Прекрасно  это  подметил  автор  Послания к Евреям: Христос «не с кровью  козлов и тельцов, но со Своею Кровью однажды вошёл во святилище и  приобрёл вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов (…) освящает осквернённых, (…), то кольми паче Кровь  Христа»  (Евр  9, 12 – 14).  Это  – фундамент  нашей  христианской  радости, фундамент нашей христианской  надежды.

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий