Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

Эпоха Исхода.

Чему нас учит она?

 

 

 

Итак, Эпоха Исхода… Вместе с избранным народом путешествовали мы по тропам пустыни, своими размышлениями участвовали в его славных и скорбных моментах, встречаясь, прежде всего, с мудростью и милосердием Бога, понимая Его присутствие и заботу, причем не только по отношению к избранным израильтянам, но и по отношению ко всем людям, по отношению к каждому  из нас. Не следует терять надежду, что такие библейские встречи каждому что-то принесли, каждому – по мере его открытости на содержание текста, но также и по мере благодати Святого Духа, который действует, освещает, учит мудрости. Сопутствуя потомкам Авраама в их паломничестве из страны плена до земли обетованной, невольно приходим к пику этого паломничества. Сорок лет в пустыне принесли плоды в том, что избранный народ дошёл до земли Ханаан, о которой так сильно мечтал. Для израильтян начнётся новый этап в их жизни – этап очень богатый, интересный, разнообразный. В наших размышлениях и далее будем сопровождать сынов Израиля, познавая их жизнь, отмеченную необычным присутствием Наивысшего. Однако пока это наступит, попробуем оглянуться в прошлое и сделать выводы, касающиеся предыдущих моментов в теме эпохи Исхода.

Самым главным в этой истории как для израильтян, так и для нас было то, что все могли прочувствовать присутствие Бога. Пребывая в Египте, израильтяне были потомками Авраама и носили в себе наследие этого великого патриарха, а значит –  имели веру в Единого Бога. Однако оказывается, что пребывание в Египте, связанное сначала с предпочтением и достатком, а потом – с горькой неволей, стёрло в них осознание этой веры. Если и верили в Бога, то, скорее всего, это была слабая вера, «летняя». И в такой момент объявляется Бог, сначала – Моисею, а затем и всему народу. Бог объявляет им своё имя: «Я Есть». Впервые в истории Бог  открывает свою идентичность. Делает это таинственно, непонятно и глубоко. Он существует и не может случиться  так, что перестанет существовать. Это вообще невозможно. Он существует в мире, без начала и конца, но существует также и для человека, ради его счастья и последующего спасения.

Бог является тем, кто избирает себе один народ – народ Израиля. Об этом народе неустанно помнит и заботится о нём. Для него совершает чудеса и подаёт знаки, но если есть необходимость, также наказывает. Он является Воспитателем, он является Отцом. Его цель необозримо далека и своё назначение завершает в вечности. Через один избранный народ Бог хочет собрать возле себя все народы мира, посылая им своего Сына – Спасителя мира. Иисус Христос выйдет из народа Израиля, но будет спасителем всех людей. Выход из Египта является всего лишь началом этой необычной дороги спасительных намерений Наивысшего Бога. В событиях того времени все сейчас принимают участие, не  только  читая рассказы из Библии, но прежде всего – черпая из плодов Божьего вхождения в историю человечества. 

Необычно важным для израильтян  был  сам  выход из Египта. Освободились из плена, оставили каторжную  работу, освободились от  унизительного  обращения. Оставили также и страну магии, окультизма и тёмных сил, которые могли их духовно уничтожить.  Оставили позади себя  атмосферу подданства и служения, которые унижали их достоинство. Вышли на широкую дорогу истории, которая оказалась историей,  отмеченной присутствием Бога – их Спасителя. Из пленных превратились в Народ Избранный. Это событие является для нас мощным и неоспоримым вдохновением для того,  чтобы постоянно обращаться, каяться. Размышляя над выходом Израиля из Египта, из дома плена, человек лучше понимает смысл  и необходимость разорвать узы с неволей греха, более осознанно чувствует необходимость бытия свободным Божиим человеком.

После выхода из Египта для сынов Израиля настал период сорокалетнего пребывания в пустыне. Это было достаточно трудное время, но и чудесное. Встреча с трудностями жизни кочевников оказалась достаточно скорбным опытом для тех, кто привык уже к постоянному месту жительства над Нилом. Потому неоднократно и хотели вернуться в Египет. В пустыне проявилась сущность израильтян. Оказалось, что те, кто вышел из Египта, но уже впитал менталитет пленного народа, не были в состоянии принять новую жизнь. Это поколение должно было умереть. Только их потомки, воспитанные на свободе, подготовленные  Моисеем – Божьим посланником, могли получить дар Бога – обещанную землю. Хотя время,  проведенное в пустыне,  было трудным этапом в жизни Израиля, однако в дальнейшей истории народ достаточно часто будет с сантиментами  возвращаться в те дни. В пустыне больше всего прочувствовали присутствие и опеку Бога и именно там стали одним народом. И хотя в Палестине будут иметь постоянное место жительства, однако навсегда сохранят в себе душу кочевника. Хорошо прожитая и принятая  аскеза, внутреннее  очищение  всегда  приносят человеку добро, приводя его к духовной победе.

Вспоминая время, прожитое израильтянами в пустыне, нужно ещё раз мысленно  вернуться к Синайскому Завету. Там израильские племена стали одним народом, который  заключил с Наивысшим Богом завет на долгие века, до времён Нового Завета, до Союза, который заключил Бог с человечеством через своего Сына. Синайский Завет – это Декалог, который поддерживает  существование мира с этической стороны, это  множество других законов, которые гарантировали народу Израиля  существование и функционирование  его самого и его религии. Завет на Синае – это также  литургические  обряды  культа  Израиля. Культ  сыграл огромную роль в истории этого народа. И хотя позже подвергся некоторым искажениям, все же остался  крепким  сплавом  веры в Единого Бога. Глядя с этой точки зрения, можем больше внимания обратить на нашу христианскую литургию, на её подлинность и плодотворность, имеющие свои источники  не  в  сжигании  на  алтаре мяса зверей, а в пасхальной победе нашего Господа Иисуса Христа.

Ещё несколько слов о Моисее. С его личности мы начали цикл размышлений  над  эпохой Исхода. Он был человеком, избранным Богом, который  своей жизнью достойно ответил  на  дар призвания. Принимая на себя ответственность лидера, исполнял свою  службу с наивысшим посвящением. Для  добра народа был готов на всё. Моисей не вошёл  вместе с избранным народом в Святую Землю. Этот момент  объяснялся  как Божье наказание. Но с точки зрения Евангелия этот факт можем объяснить совсем по-другому. В Божьих  планах владение землёй не являлось  наивысшим  добром. Это всего лишь промежуточный этап к цели, которая была значительно большей. Моисей в своей святой жизни полностью соединился с Богом, и это было его самым великим достижением. И именно так следует смотреть на итог его истории, а при этом и на иерархию ценностей в нашей жизни: к чему стремимся, чего больше всего жаждем.

История выхода из Египта и жизнь Израиля в пустыне предлагает много материала не для одного размышления. Важным является то, чтобы на все эти повествования  смотреть  с  точки зрения  человека  веры, это  значит – принимать с верой и для обогащения веры их познавать. Такова  их главная цель, как и цель всего Священного Писания, которое  является Божьим Словом, словом, Объявленным для нас, светом для наших действий. Если  во  время  этих размышлений струны нашей веры хотя бы чуть-чуть отозвались, наше совместное старание не было напрасным.

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий