Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

 

На рубеже Земли Обетованной

 

 

 

Жизнь на земле – всего лишь мгновение; она временна, потому что всё здесь имеет свой конец, своё  лучшее  или  худшее завершение. И эту мгновенность времени, и эту неповторимость событий мы принимаем порой с большой горечью. Однако, пока существует мир, так и будет продолжаться: одно событие сменяется другим, одна ситуация подготавливает последующую, и таким образом создаётся история. Это касается и истории спасения, которая существует и будет существовать до конца мира. Убеждаемся мы в этом во время чтения Священного Писания.

Когда, в конце концов, Израиль дошёл до цели своего пустынного паломничества, Творец выводит свой народ на новый, последующий этап жизни, не менее важный с перспективы спасения. В наших библейских  размышлениях мы входим в так называемые исторические книги Священного Писания, первой из  которых является Книга Иисуса Навина.

Книга Иисуса Навина, которая будет предметом наших размышлений  на  протяжении  нескольких встреч, полностью посвящена приобретению  и освоению земли Ханаан. С самого начала следует отметить, что Иисус Навин не является её автором, но является её главным  героем, и поэтому эта книга  носит  такое название. В первых  разделах  боговдохновенный автор описывает приготовление народа к приобретению земли Ханаан. Эти описания достаточно важны, так  как  в них представляется  презентация  Иисуса  Навина, нового  предводителя  Израиля после смерти Моисея. Кроме того, в самом начале  был  подчёркнут сакральный  характер  аннексии Палестины, который больше всего проявляется в переходе Иордана и в  заполучении  Ериха.  Далее  Книга Иисуса Навина описывает целый ряд битв, которые израильтяне, с помощью Бога, вели с народами, живущими  в  Ханаане.  Вторая половина  этой  книги посвящена административным  моментам: разделу  завоёванной  территории  между разными поколениями и установлению  привилегированных городов. Возобновление союза и смерть Иисуса Навина – это последние  события,  записанные в интересующей  нас  книге.

После многих лет пустынного паломничества  израильский народ остановился  на  восточном берегу реки  Иордан. Перед  собой они имели  вид  земли, которую Бог обещал  их предкам. Эта земля была их мечтой, тоской и целью жизни.  Идея  «земли,  оплывающей молоком  и  мёдом», постоянно жила в них. С мыслью об этом обещании  оставили  Египет  и  переносили  многолетние тяготы паломничества по пустыне. И, наконец-то, всё, что до этого момента было только мечтой, становится реальностью. Осталось лишь перейти Иордан и взять во владения земли, находящиеся к западу от берега реки. Конечно  же,  для завоевания  Земли  Обетованной необходимо было повоевать с людьми, которые там проживали, но этот момент не пугал израильтян, которые  для  достижения  цели были  готовы на всё. Они были уверены, что на их стороне  сам Бог, который их выбрал и теперь отдаёт им во владение эту землю.

Реализация Божьей воли является ключевой правдой для понимания Книги Иисуса Навина и вообще  истории  завоевания  и заселения Обетованной Земли. Ещё глубже это поймём в следующих размышлениях.

Следует  отметить, что израильский  народ, который  дошёл  до земель  Ханаан,  имел абсолютно иные  качества, чем их предки, которые  покидали  Египет. Те, последние, были  свободными  племенами  с  рабским  менталитетом. Страх  и выгода любой ценой постоянно в  них побеждали. По Божьей  воле  должны  были умереть в пустыне. Они были неспособны жить на свободе и недостойны  Божьего  обещания. Их дети, рождённые  и  воспитанные  в  пустыне, закалённые  трудом  повседневности  и  в школе  религиозной  формации  Моисея, были абсолютно  другим  народом.  Союз, заключённый с Богом  на горе Синай, поспособствовал тому, что из  свободных  племён  вырастает один  консолидированный народ. И сила этого народа была в беззаветной  вере в Бога  и  в народном  единстве. Книга  Иисуса  Навина  представляет  израильский народ в очень позитивном, даже можно сказать, идеальном свете: живут  в примерном согласии меж  собой, полны  энтузиазма  и  безоглядно послушны Божьей воле,  объявленной им Иисусом Навином.

Если  говорить  об  Иисусе  Навине –  главном  герое  книги, то мы впервые встречаемся с ним в описании  битвы  с  амаликитянами. Во время молитвы Моисея на горе  Иисус  Навин  командовал  израильской армией в победоносной битве (Ис 17, 8-13). Позднее о нём ещё  несколько  раз  упоминается  в связи с пребыванием Израиля на пустыне, и  всегда  эти  упоминания очень  позитивны. Всю  свою  жизнь прожил  «под  боком»  Моисея, приготавливаясь  к миссии, которую предназначил ему Бог. После смерти Моисея, по Божьей воле стал  предводителем  народа. Был самым  лучшим  кандидатом на эту роль. Принимая доверенную ему миссию, Иисус  Новин  слышит тройное  воззвание «только будь мужествен»: от Моисея (Втор 31,7), от самого Бога (Ис Нав 1,6) и от народа, которым  должен  будет  управлять (Ис Нав 1,18). Конечно, личность Иисуса Навина характеризуется  мужеством и отвагой, но в  то же время и  абсолютным  послушанием  Богу. Он  является идеальным  представителем молодого  поколения  Израиля,  которому  была уготована  участь войти в Обетованную  Землю.

Для  создания  полной картины создавшейся  ситуации перед за-владением Ханааном, следует отметить, что на этом этапе часть Обетованной Земли была уже под контролем Израиля. Речь идёт о территории  на  восточной  стороне Иордана,  позже называемой За-иорданией.  Ещё  в своём паломничестве израильтяне  завоевали  эти земли  ранее, и  сам Моисей передал  их коленам Рувима, Гада и половине поколения  Манассиина, тем самым обязывая их помогать братским  поколениям в завоевании  территории  по  другой  стороне Иордана. Теперь  Иисус  Навин призывает  упомянутые  племена оказать помощь в завоевании земель Ханаан. Ответ  позитивный  и  полон   энтузиазма.  По  завершении  военных  действий  они  вернутся  в  свои семьи и к своим пожиткам. Эта  ситуация  является  совершенным  отражением того, о  чём выше  говорилось.

Израиль  сплочён,  живёт  во взаимном  согласии  и  полон  энтузиазма  в любых  действиях.

Но  к  этому состоянию он шёл на  протяжении  многих  лет. В описаниях  Книги  Иисуса Навина он представлен как образ совершенного  Божьего  Народа, готового принять  все  вызовы и намерения  Наивысшего.

Чему  же  учит  нас представленная  ситуация? Прежде всего мы  должны   увидеть логику деяний Бога. Его намерения реализуются  долго,  последовательно и всегда достигают поставленной цели. И  так  же происходит  в  нашей  жизни.  Следуя  дальше, видим  огромную  ценность  приложенных  усилий  для  обращения. На примере израильского народа видим, что все труды, болезненные  переживания,   понесенные потери  не  были  напрасны. На этой дороге родился  прекрасный  народ, община,  полная  позитивной энергии, сильной  веры, готовая  исполнять Божью волю. Это касается и жизни каждого из нас.

Упомянутые  ценности  прекрасно  видим  в жизни и личности Иисуса  Навина. Следует обратить  внимание,  что  лидер избранного народа  носит такое же имя, которое  получил  Божий  Сын. Оно означает: «Яхве спасает», «Яхве есть спасение». Тогда Навин был орудием Бога в спасении одного народа, затем в Иисусе – своём Сыне  Бог  спасёт  весь  мир. Иисус Навин своим именем, а ещё больше  своей  преданностью  Богу, предвещает  истинного  Спасителя человечества,  который  вместо земли Ханаан  ведёт  людей в Царство  Небесное.  Насколько пример  Иисуса  Навина может лишь  укреплять нашу веру, настолько Иисус Христос является для  нас  реальным  Спасителем.

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий