Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

 

 

Завоевание Земли Обетованной

 

 

 

 

Как в жизни общества, так и в личной жизни человека, бывают такие  ключевые  события, которые предопределяют моменты будущего, порой очень далёкого. Каждый народ в своей памяти хранит такие моменты, про которые не может забыть. Так порой происходит и в жизни некоторых людей. Какие-то особенные эпизоды постоянно всплывают в воспоминаниях, не раз создавая образ и качество будущего. Так было и в истории библейского Израиля. Одним из  таких  ключевых  моментов был переход через реку Иордан и завоевание  земли  Ханаан, земли, которую с давних  времён Бог обещал Избранному  Народу.

Приход  на  земли  Ханаан, после сорокалетнего скитания в пустыне, был  чем-то  таким необычным, что было воспринято, или, по крайней мере, так представлено в Библии, как литургическая акция. Иначе быть и не могло. Этот исторический момент не мог быть воспринят по-другому, так,  как воспринимаются  события в повседневной  жизни. Не мог быть представлен  в  обычной форме хронологических  событий,  в виде беспристрастного пересказа. Для израильского народа это был особенный момент, необычное событие, и именно таким образом оно и было описано  на  страницах  Библии. Можно восхищаться тем, как израильтяне относятся к собственной истории,  к  переживанию своей веры, в свете которой интерпретировали  жизнь: прошлое, настоящее и будущее. История  Израиля,  представленная  в  Священном Писании, является  бесконечным материалом  для размышлений, является непостижимым  источником  вдохновений  как  патриотических, так  и религиозных. С другой стороны, современный читатель может быть многими вещами не только удивлён, но и возмущён.

Захват Ханаана начинается с разведочных действий. Иисус Навин посылает двоих человек, которые должны были тайно исследовать крепость Ерихона, сдерживавшую вход в землю Ханаан. Эти люди  встречаются с местной развратницей Рааб, которая спасает им  не только жизнь, но и помогает в их действиях. Взамен получает обещание, что в случае штурма Ерихона останется жива. Нас может удивить тот факт, что, казалось бы, в таком  важном  моменте, переживаемом  на  литургический способ, появляется  личность проститутки, выполняющей позитивную роль, от которой, можно сказать, зависит  исполнение  Божьих намерений. Такова Библия. Она не является  молитвенником  для религиозных обрядов, не является и сборником  святых легенд для примера послушным  детям. Это история такой жизни, какая есть, без ретуши  и  украшательств, написанная глубоко верующими людьми, которые  каждый  момент  событий сверяли с  Богом и  проживали в Его присутствии. Это  также  свидетельство любви Бога по отношению к каждому человеку. Библия показывает, как же нестандартны планы Бога, как же Его дороги отличаются от человеческих критериев оценки  и  поступков.

Описанный в книге Иисуса Навина переход через Иордан имеет знамение  литургического  шествия, прекрасно  приготовленного  и  организованного. В начале  колонны  шли священники, несущие Ковчег Союза, самую большую святость народа, знак Божьего присутствия в нём.  Когда  несущие  Ковчег вошли в реку, вода Иордана остановилась, и народ Израиля перешёл по сухому дну на другой берег. Священники  с  Ковчегом  стояли  на дне  реки  до  тех пор, пока не завершилась вся переправа. После того, как  колонна  вышла на берег, река  продолжила  своё течение. Это  событие  напоминает  переход через Красное Море. Для израильтян опыт такого чуда был доказательством  присутствия  и  покровительства Бога в таком важном для них  моменте  жизни.

Необычный переход через Иордан  можно объяснить натуральным образом, что, в свою очередь, не лишает это событие его чудесной природы. Сначала следует отметить, что Иордан не является очень широкой рекой, преодолеть ее можно было без проблем и без чудесного попечительства. Остановка течения была скорее значимым символом, нежели логической необходимостью.  Феномен  Иордана заключается в том,  что в своём среднем течении он является достаточно извилистой рекой, узкой  и с глубоким желобом. Случалось, хоть и редко, что приплыв воды подмывал высокий берег, который сползал до такой степени, что на определённое время  создавал плотину для проточной воды. Историки записали несколько таких эпизодов, происходивших в месте, отдалённом на несколько километров  к  северу  от Ерихона, – именно в том самом, о котором  упоминает библейский рассказ. Конечно же, нельзя стопроцентно доказать, что именно так и произошло в тот момент, но нельзя  и  исключить этого. Сопоставляя  библейское  описание с имеющимися знаниями на тему происходящих  природных  явлений, связанных  с рекой Иордан, можно с огромной вероятностью принять то, что  именно такая ситуация в тот момент и имела  место. Чудо заключается  в том, что это достаточно редкое явление произошло, соединилось  во  времени с моментом входа Израиля в Землю Обетованную. Следует также отметить и то, что  сами  израильтяне  именно так всё приняли и пережили. Не искали в том какой-то случайности или счастливого стечения обстоятельств, но увидели  присутствие и деяние своего Бога. Поэтому само происшествие, как и способ его представления,  остаётся  достаточно  красноречивым  и поучительным, особенно для современного, светского человека.

 После перехода через реку, границу  земли  Ханаан,  военные  действия  начинаются  не  сразу. Израильтяне расположились в месте Гильгаль. Целью этой остановки было не столько восстановление сил, и  не  отдых,  и  не приготовление  к  близкому  бою, сколько было моментом  увековечения того, что произошло. По  распоряжению Иисуса Навина достали из Иордана  двенадцать  камней  и  уложили в назначенном месте. Они должны были  стать для будущих поколений памятью и знаком того, как же сильно заботится  Бог о своём народе. Также  двенадцать камней положили и в реку, на место переправы.  Огромные знаки Божьих действий  требовали  увековечения. Нельзя было допустить того, чтобы они были забыты, и Иисус Навин сам позаботился об этом. Удивляет  необычная  рефлексия, которая сопутствовала действиям лидера  народа. Необычный момент, возбуждение, трепет, но он, Иисус Навин, не  позволил  унестись водовороту  событий. Он твёрдо знал, кто избрал его, кому служит  и какую миссию должен исполнить. Был не только проводником народа, но  и его духовным руководителем.

Другими  важными  моментами были  также обрезание и Торжество Пасхи. Обрезание было знаком  принадлежности  к  избранному  Богом Народу. Этот ритуал был  пренебрегаем во время пребывания  в  пустыне. Теперь, уже на Обетованной  Земле,  ситуацию  нужно было исправить. Этот акт имел  огромное  значение: пребывая  в  Обетованной Земле, нося  на теле  знак  обрезания,  люди полностью  чувствовали себя Божьим Народом. Подобное  было и с празднованием  Пасхи. Пасха была тесно  связана с выходом из египетского  рабства. Библейский автор подчёркивает, что в этот день «стали есть из произведений земли сей» (Нав 5, 11). И так будет на протяжении многих веков. Пасха будет  самым  главным Торжеством избранного Народа.

 Описание входа Израиля в Землю  Ханаан является ценной катехезой  для  читателей  Божьего Слова. Больше всего нас может увлечь  и  укрепить  поведение завоевателей. Это не был жестокий захват новых земель, основанный на насилии и жестокости. Конечно, произойдут  и  кровавые  битвы, но они не будут чем-то самым важным. Народ с огромной верой  и послушанием Богу реализует важный этап своей истории. Все события как бы освящены, во всех  чувствуется  присутствие  милосердного Бога. Этот пример достоин  внимания  и  подражания во все времена и при всех обстоятельствах,  также  и  в  наших реалиях,  особенно  в  нашем  подходе  к  жизни…

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий