Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

 

 

Завоевание Иерихона

 

 

 

 

Очень часто бывает так, что в истории народа, в жизни конкретных людей имеют место определённые события, которые, несмотря на  их  эпизодичность, либо случайность, «проецируют» себя на будущее. Вырастают  до ранга символа, факта, которым можно гордиться, а то и становятся  позором. Такие ситуации встречаются и в истории спасения. Избранный народ, хранящий  воспоминания прошлого, к некоторым событиям относился достаточно специфически, хотя те, в свою очередь, и не являлись  какими-либо важными в его истории. Однако они хранили в себе нечто такое, что не позволяло о них забыть. Таким ярким примером может быть эпизод завоевания Иерихона – первое  военное  препятствие  в завоевании Ханаана, Земли Обетованной.

Переход через Иордан, вход в землю, которая по Божьей воле была предназначена для народа Израиля, был  невероятным событием, достаточно глубоко пережитым, которое очень хорошо запомнилось. Но это было лишь только началом  того, что ожидало Избранный Народ. Земли  Ханаан  нужно  было завоевать, и эта задача  оказалась значительно тяжелее. В те времена палестинская земля была населена различными племенами,  которые  проживали там уже достаточно давно и вообще не собирались отдавать свои владения  новым  пришельцам. Следует  помнить  и о том, что  проживающие  в  Ханаане  были  хорошо  обустроены, что, в свою очередь, означало значительное преимущество перед  кочующим  племенем – пока что чужим  народом Израиля, который  ещё  достаточно долго будет  бороться с трудностями  при завоевании   подаренной  Богом  земли.

В связи с этим рождается следующая рефлексия. Бог обещал и подарил  землю  своему народу, но в то же время этот дар представляет собой задание. Завоевание земли Ханаан является не единственным  примером в  Священном Писании, которые говорят нам о том, что Бог – не всемогущий автомат, который  при нажатии  нужной  кнопки может без проблем исполнить каждое желание человека, удовлетворить его любой каприз. Так зачастую думают сегодняшние люди, но это совсем не так. Бог любит каждого  человека,  желает ему добра и счастья. Может ему всё простить. Однако Бог приглашает человека к сотрудничеству, а это зачастую связано с трудом, посвящением, терпением. Очень трудно до конца понять, почему Он, Всемогущий,  принимает  именно такую тактику действий. Когда смотрим на историю в Библии, можно сделать вывод, что именно таким образом Бог воспитывает человека. Но  после грехопадения этот педагогический «процесс»  не так уж и прост. Человек может быть достаточно  упрямый,  своенравный,  самодовольный. Может поэтому  Бог избрал именно такой способ и  такие средства. Примеры многих  личностей  как  библейских, так  и  из истории Церкви указывают на то, что Наивысший Педагог именно таким образом достигает прекрасных результатов. То, что дано нам в жизни, одновременно и есть нашим заданием.

Первым военным заданием для израильтян  на  завоёванных  землях был Иерихон.

Археологические  раскопки  гласят, что Иерихон существовал уже 7 тысяч лет до Рождества Христова и считается самым древним городом в мире. Его расположение имело стратегическое значение: оберегало  Ханаан от набегов диких  племён с Востока. В своей  продолжительной  истории Иерихон несколько раз был уничтожен, но и  был восстановлен. Библейский автор представляет этот город как могучую крепость.

Согласно археологам, в месте, которое описано в Книге Иисуса Навина, вообще не было города в те  времена,  когда израильтяне входили  на Земли Ханаан, т. е. около XIII века до Р.Х. Крепость существовала там значительно раньше, а во времена завоевания Ханаана  израильтянами  после неё остались лишь развалины. Город был восстановлен, но много позднее. В связи с  данной информацией  кажется, что  Библия является неправдивой. Как же разгадать данную загадку?

Спокойный  подход к библейскому описанию позволит разъяснить возникшие сомнения. А значит так: иврит, язык, на котором была  написана Книга Иисуса Навина, допускает достаточно широкое  понимание значений некоторых слов. И так происходит со словом homah, которое в прямом значении  означает стену, крепость, а в переносном его можно понять  как  гарнизон, экипаж. Если  учесть это, то вся ситуация могла выглядеть  совсем иначе. Когда появились  израильтяне,  существовали  только развалины древнего города, в которых находилась армия, оберегающая вход в землю Ханаан. Это был скорее солдатский  лагерь, чем оборонительная крепость. Конечно, слухи о народе, который  убежал из египетского рабства, чудесным образом перешел  через  Красное  Море, о народе, над которым постоянно бдит Всемогущий Бог, достигли западных территорий берега Иордана раньше.

Оборонители  Иерихона представили себе борьбу с народом, который имеет Сильного Бога. И поэтому данная ситуация была для них крайне тяжёлой. Когда израильтяне достаточно эффектно продемонстрировали веру в своего Бога, показали свой энтузиазм и желание завоевать Иерихон и все земли Ханаан, войска Иерихона были  так  напуганы, что  полностью и сразу капитулировали. Поэтому не были разрушены стены крепости,  поскольку  их  на то время там  и не было, а просто поддались  защитники, охранявшие вход в  Обетованную Землю. И хотя это всего лишь определённая гипотеза событий, однако она не лишена  правдоподобия.

Конечно, нас может удивить тактика, которую  принял Иисус Навин в операции  по завоеванию Иерихона: на протяжении шести дней  священники с Ковчегом Завета, играя на трубах, один раз обходят  Иерихон. В седьмой день таких обходов было семь и именно тогда, «как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена до своего основания, и весь народ пошёл в город» (ср. Нав 6, 19). Вся эта акция имеет больше литургический, чем военный характер. Шествие с Ковчегом Завета, присутствие священников, играющие трубы прежде всего должны были подчеркнуть присутствие и действия Бога в момент  завоевания враждебного города. Это не оружие  израильской  армии,  не сила и  численность, но сила Бога отдала в руки Избранного Народа первый оборонительный пункт. И таким  образом завоевание Иерихона  имело литургическое, сакральное знамение. Вход в Святую Землю, обещанную и подаренную Самим Богом, не мог происходить по-другому. Такая  же ситуация сложилась и с переходом ранее через Иордан. Иисус Навин, великий вождь, который сражается в первых рядах с мечом в руке, как немногие заботится о  духовной формации  народа.  Всё завоёванное богатство из золота и серебра было посвящено Богу и сложено в сокровищнице  храма, а люди  и животные были убиты, за  исключением блудницы Раав и её семьи, которая осталась в живых взамен на  помощь,  оказанную  ранее  израильским  разведчикам  (ср. Нав 2, 8-14).

Не теряя из поля зрения натуральную сторону представленных событий, особое внимание следует обратить на теологический смысл библейского описания. Рассказ боговдохновенного  автора  не является всего лишь сухой летописью событий  из  прошлого.  Библейский текст представлен так, чтобы мог формировать веру, религиозное и патриотическое  сознание  будущих поколений, тех, кто займётся чтением этих рассказов. Речь идёт и о современных читателях, о нас с вами. Некоторые  подробности  могут удивлять и даже подавать плохой  пример, как, например, жестокость, с которой были  уничтожены жители Иерихона (эту тему рассмотрим в следующей статье). Несмотря на всё это, на первый план выходят отношения Избранного Народа с Богом, его вера и необычный  энтузиазм в реализации планов Наивысшего. Бог должен быть на первом месте в жизни народа, в  жизни  каждого  человека, в  жизни каждого из нас. Он есть, Он благословляет, Он помогает. Если Он встречается с открытостью человека, то происходят чудеса  намного  большие, чем  те, которые  произошли под Иерихоном.

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий