Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

 

Борьба при завоевании земель Ханаан

 

 

 

Одним из красивейших слов, встречающихся в языке человеческого общения, является слово «дар». Это то, что получаем без какого-либо усилия, то, что может дать близкий человек из симпатии, из любви, это то, что всегда приносит радость. Однако часто бывает так, что полученный дар является заданием. Речь не идёт о какой-то благодарности, но о том, что позволит этому добру, проистекающему из дара, приумножиться. В противном случае подаренное добро быстро перестанет радовать, надоест и в конце концов забудется вместе со своим донором. Дар нужно принимать, развивать, приумножать.

Что-то подобное произошло в истории Избранного Народа. Бог обещал Израилю земли и сдержал слово. Но правдой является то, что путь к получению этой земли был длинным и трудным, однако Бог чудесным образом поддерживал свой народ. С момента выхода из Египта до момента, когда нога их достигла палестинской земли, израильтяне ощутили  множество прекрасных  интервенций своего Бога. Последними  был  необычный переход через Иордан и необычное и стремительное  завоевание Иерихона, крепости, которая охраняла вход на территорию заиорданских земель.

Дорога для завоевания Ханаана была открыта, что, однако, не означает, что там их ждали с распростертыми объятиями. Святую Землю нужно было завоевать, и народ Израиля должен был вскоре убедиться, сколько должно быть приложено усилий, чтобы Божье обещание стало реальностью. Божий дар стал воззванием, заданием для исполнения. Следующим после завоевания Иериха воззванием для израильтян была крепость Ай, которая охраняла центр страны. Эту крепость израильтяне взяли хитростью, так как не имели соответствующего оружия для завоевания мощных укреплений. Часть израильской армии спряталась ночью в скалах, а оставшаяся часть войска на рассвете ударила в Ай, после недолгого боя сымитировала свой побег, чтобы вытянуть защитников из крепости и спровоцировать к погоне. Обман удался. Войска из Ай погнались за убегающими израильтянами, оставляя город с открытыми воротами и без охраны. Тогда спрятавшиеся в скалах израильские воины без никакого сопротивления заняли крепость и сожгли. Её защитники, гнавшиеся за израильтянами, оказались в ловушке. Убегавшие от них израильтяне в определённый момент повернулись к ним, а в то же время с тыла на них напали те, которые завоевали Ай. Израильтяне победили.

По наказу Иисуса Навина, по слову проклятия, все жители Ай были убиты, а город полностью сожжён. Описание сражения под Ай является всего лишь фрагментом военных достижений народа Израиля в землях Ханаан. Подобных побед гораздо больше найдём в Книге Иисуса Навина. Однако следует знать, что Иисусу Навину и его войску не удалось завоевать сразу всю страну. Описание завоевания Ханаан в этой книге представляется каким-то неполным.

Израильтяне заняли всего лишь горные территории, тогда как лучше вооружённые хананейцы смогли оставить в своих владениях равнины. Завоёванные территории попадали в руки израильтян чаще всего в результате хитро спланированных наездов, характерных для людей пустыни, а не в результате  больших, впечатляющих сражений. Должно будет пройти ещё два столетия до того момента, когда Избранный Народ завладеет всей страной. И мы это увидим в Книге Судей.

Описание военных событий имеет свою теологию, которая для нас и является самой главной. Следует всегда помнить, что основным намерением агиографа было показать то, что все победы и достижения являются делом Бога. Страна досталась в руки Иисуса Навина, ибо Господь, Бог Израилев, сражался за Израиль (Нав 10,42). История завоевания земель Ханаан учит, что всё величие и сила Израиля опирается на незаслуженное избрание Богом и зависит от верности Ему. В противном случае, народ будет подвергаться рабству и унижению, что будет прекрасно представлено в Книге Судей.

Учение, выплывающее из истории Избранного Народа, в этом конкретном аспекте очень ясно для нас. Соблюдая Божье право, Его заповеди, живя, согласно учению Евангелия, соблюдаем порядок, гармонию в жизни и радуемся Божьему благословению.  Ломая правила Бога, продаваясь злу, притягиваем к себе разные несчастья, а Божье благословение не имеет к нам доступа.

Автор не забывает и о человеческом участии в завоевании Обетованной Земли. Человеческая военная стратегия и усердие сыграли большую роль. История Древнего мира и археологические раскопки подтверждают базовую канву событий, представленную в библейском описании. В XIII веке до Рождества Христова Палестину всколыхнули мощные военные силы. С уверенностью можно утверждать, что это была израильская атака. Библейский автор очень сильно акцентировал личность Иисуса Навина как прекрасного вождя народа и верного слугу Бога. Следует признать, что Иисус Навин представлен как человек совершенный. Таких личностей в Библии не очень много. Даже самые значимые из них выявляют свои грехи и моральные несовершенства. Иисусу Навину досталась участь завоевания и завладения Святой Землёй, и именно  поэтому он представлен человеком безупречным в отношениях с Богом и в служении народу. И хоть является он личностью ветхозаветной, однако может быть бесспорным  примером и в наши времена.

Лидеры религиозные, народные или социальные могут вдохновляться его позицией. Наше внимание может притягивать несколько раз упомянутое право проклятия и связанная с ним страшная жестокость, которую библейский автор одобряет. Израильский народ был обязан уничтожать некоторые завоёванные города и убивать всех их жителей. В тексте можно наблюдать определённое удовольствие, которое сопровождало совершаемые убийства, и именно это может больше всего удивлять и даже расстраивать.

Пытаясь понять такого рода поступки, сначала следует обратить внимание на то, что не на все, а только на некоторые города распространялось право проклятия. Следует также знать тот факт, что речь шла не только о завоевании земель, но и о религиозном формировании народа. Вера в Единого Бога была под угрозой языческих культов, которых в Ханаане было огромное количество.

Они были весьма привлекательными для израильтян и являлись серьёзной угрозой для чистоты Яхвистической религии. Поэтому всякую угрозу необходимо было просто уничтожить. Нельзя забывать и о том, что имеем дело с обществом древнего Ближнего Востока, с его культурой и традициями во времена значительно отдалённые от проповедования Евангелия и от заповеди любить врагов. То, что нас возмущает и является аномальным, для тех людей было нормой повседневной жизни. Свои традиции и права они полностью отдали Божьему делу, руководствуясь той моралью, которую тогда имели. Для Израиля завоевание земли, данной им Богом, было святой войной, и поэтому поступали именно так и не иначе. Завоевание этой земли было для них смыслом существования, которому всё должно было быть подчинено.

Непросто понять всё это. Углубляясь в текст, можем представить, каким же огромным прыжком религиозным, культурным и цивилизованным был приход на землю Иисуса Христа и проповедование Им Евангелия. Видим огромную разницу между временами Ветхого Завета и христианской эпохой, эрой Церкви. Поэтому можем оценить величие нашей христианской веры.

Видим также огромную кротость и терпение Бога, Который избрал путь, вмещающий в себя много веков, чтобы выровнять в людях то, что грех так деформировал. Этот путь, этот процесс продолжается и дальше. Несмотря на такое долгое проповедование Доброй Вести о спасении, в мире видим столько зла, столько жестокости. Мир со времён Иисуса Навина изменился, но одновременно и дальше содержит в себе множество негативных черт ветхой эпохи. А Бог постоянно, терпеливо реализует свой сценарий спасения мира. Несмотря на показанную жестокость, чтение Книги Иисуса Навина для нас, христиан, может быть ценным вдохновением в стремлении к лучшей жизни перед Богом и в отношении к нашим близким.

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий