В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Саул – первый царь Израиля
Читая Библию, встречаемся со многими её героями, которых не всегда можно однозначно оценить. Кроме выразительных индивидуальностей, встречаются личности сложные, трагические, контрверсийные. Иногда боговдохновенные авторы ставят своих героев в контраст с другими людьми. Таким человеком является и Саул – первый царь в истории Избранного Народа, сначала поставленный как противник пророка Самуила, а позже, ещё более выразительно, в оппозицию Давиду. Несмотря на то, что в замысле хагиографа Саул должен был быть негативной личностью, он сыграл значимую роль в истории своего народа и заслуживает нашего внимания.
Как мы видели в нашем предыдущем размышлении, последним судьёй в Израиле был Самуил. Он был человеком Божьим с огромным авторитетом в религиозной области, но, к сожалению, не смог преодолеть все трудности, особенно те, которые относились к политической сфере. Как мы помним, израильский народ жил в постоянном страхе перед другими племенами, проживающими на Ханаанской земле, среди которых самыми опасными были филистимляне. В этой сложной, продолжающейся многие десятилетия ситуации, многие израильтяне считали, что единственным выходом из неё будет создание монархии. Наблюдая за соседними народами, приходили к выводу, что только царь как единственный управляющий может объединить народ для борьбы с врагами. Однако, как оказалось, не все разделяли это мнение. Прежде всего противником этого был пророк Самуил, подчеркивая цену, которой народ должен будет поплатиться: должны будут служить царю, он будет брать их в свои войска, будет пользоваться их материальными благами и собирать с них налоги (ср. 1 Цар 8, 10-18).
Однако народ твёрдо стоял на своём и Самуилу пришлось уступить. Пророк собрал весь народ и с помощью жребия вы-брал для них царя. Жребий упал на Саула из поколения Вениамина. Это происходило около 1030 года до Рождества Христова. Библейский автор представляет описание первого монарха: Саул был молодой и красивый, и не было никого из израильтян красивее его, он от плеч своих был выше всего народа (1 Цар 9, 2). Согласно человеческим критериям, Саул был идеальным кандидатом для того, чтобы стать предводителем народа. Кроме того, он был воинственным и готовым на разного рода посвящения. Однако вскоре оказалось, что Бог руководствуется иными мотивами, не так, как человек, ибо человек смотрит на лицо, а Господь – на сердце (1 Цар 16, 7). Начало царствования Саула было представлено достаточно позитивно.
Саул, прежде всего, был воином. На протяжении всей своей жизни страстно воевал с филистимлянами. Кроме того, царь развязал войну со всеми врагами Израиля и везде, против кого ни ввязывался в военные действия, имел успех (1 Цар 14, 47- 48). Это помогло ему обрести признание у своего народа. Однако вскоре вмешался человеческий фактор, и всё то, что имело красивое начало, повернуло на другую тропу.
В скором времени Саул вступает в конфликт с Самуилом. Сначала, перед очередной битвой, Саул, не дождавшись пророка, сам принёс жертву Богу, чем и разгневал Самуила. Этот поступок привёл к тому, что царь Израиля стал настолько властен и уверен в своем господстве, что готов был явно и грубо нарушать свои компетенции. Конфликт усугубился, когда после победы над амаликитянами, Саул забрал всё награбленное у поверженных врагов, чтобы принести это в жертву Богу, несмотря на запрет Самуила. Прекрасный жест царя показал его истинное господство и гордость. Это было ключевым поводом к тому, что Бог отверг Саула и доверил Самуилу миссию помазания нового правителя, которым будет Давид – герой нашего следующего размышления.
Воинственный, отдающий себя служению на благо народа царь, в глазах Бога оказался человеком непослушным и самодовольным. Трагедия Саула за-ключается в том, что он не смог сделать правильный выбор между Богом, который его выбрал и призвал, и чувством собственного величия и желания народа, который назвал его царём. Поэтому Саул не мог дальше исполнять роль Божьего Помазанника. Отвержение Богом, а позднее и отвращение народа, который всё больше и больше вставал на сторону Давида, соперника Саула, сказывается на развитии у Саула нервного заболевания. Растущая популярность Давида, сначала придворного при королевском дворе, затем соперника на царский трон, имеющего Божье благословение, поддержку Самуила и всё большую симпатию израильтян, всё сильнее ухудшало психическое состояние Саула. Дворяне старались всякими способами успокоить царя, но это не всегда приносило ожидаемый эффект.
Ситуация царя Саула всё больше и больше усложняется. Видя в Давиде соперника, Саул непрерывно преследует его. Однажды доходит до того, что Саул убивает священников в городе Номве только потому, что они поддержали Давида (1 Цар 22, 6-20). В эпизодах, указывающих на конкуренцию между двумя царями Израиля, библейский автор явно стоит на стороне Давида, указывая его как человека светлого и безупречного в отличие от безумного параноика Саула.
Наконец, наступает драматический конец царствования и жизни Саула – в битве с филистимлянами отчаянный Саул совершает самоубийство.
Израильтяне, потерявшие своего лидера, отступают, а филистимляне захватывают страну.
Царствование, как и смерть первого израильского царя, были достаточно драматичны. Саул не был злым человеком. У него были хорошие намерения, боролся, защищая свой народ, проливая за него кровь. Будучи царем, все свое время провёл на войне, защищая Израиль. И здесь видим, парадокс: трагическая личность с величайшим благородством. Даже совершённое им самоубийство имело в себе много достоинства: этот позорный поступок совершил на войне с врагами Израиля, будучи уже смертельно раненым. Саул стал примером человека, которому досталась судьба того, кто отвернулся от Бога.
Судьба Саула – это история человека, который не оправдал надежды потому, что усомнился в Боге.
Перестал с Ним считаться, не уважил Его Права. Растерялся, во рвении исполняя свои обязанности, рассчитывая только на свои силы. Потерял здравый рассудок и вышел на дорогу преступности. В итоге покончил с собой. Справедливо добавить ещё и то, что песнь скорби, написанная и спетая после смерти Саула Давидом, относится к самым красивым фрагментам Библии (2 Цар 1, 17-27).
Вглядываясь в личность Саула, драматическую, но не негативную, следует не оценивать и критиковать его поступки, а сделать правильные выводы из истории его жизни. Оказывается, самой доброй воли недостаточно. Мы являемся Божьим творением, принадлежим Ему, и только жизнь с Ним и по Его воле имеет вечный смысл. Верность Богу, крепко соединённая с жизненной покорностью, чаще всего ведёт за собой отречение от собственных планов и намерений, что в свою очередь может быть сложным, но только таким образом человек жизненно реализуется и делает это в нужном направлении. Бог жаждет нашего добра, жаждет с нашей помощью творить это добро в мире, приумножать его, раздавать всем вокруг. И это возможно только при полном сотрудничестве со стороны человека. Саул не стал на вершине своего задания. Хорошим сотрудником Бога оказался его преемник на троне Израиля – Давид, размышлениями о котором мы займёмся в следующий раз.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)