В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Царь Давид
(часть I)
Каждый народ имеет своих героев, которые прославили его своими необычными делами. Одни чисто символически вписались в историю, другие обрели славу, порой обросшую легендами. Так было и с народом Израиля. Плеяду народных героев там составляют патриархи, цари, пророки и лидеры народа. В этой группе главенствующее место занимает Царь Давид, кроме Авраама и Моисея, является колонной истории Избранного Народа. Натура богатая и цельная, он сыграл важную роль в процессе формирования и существования еврейского народа, тем не менее чисто по-человечески понять его как личность невозможно. С одной стороны, имеет характеристику человека веры, с другой – грешника. В наших встречах с Давидом посвятим ему три размышления.
В первом попробуем понять феномен его избрания Богом и трудную дорогу к трону Израиля. При второй встрече присмотримся к годам его святости как правителя Израиля и человека, преданного Богу. В последнем размышлении постараемся сделать правильный вывод, проистекающий из грешной жизни Давида, обращая внимание на Божье милосердие, которого тогда с избытком получил.
Появление рассматриваемой личности на страницах Святого Писания имеет не очень позитивный контекст. В Израиле правит Царь Саул, позиция которого не нравится Богу, поэтому пророк Самуил по Божьему велению идёт в Вифлеем, в дом Иессея и из его сыновей помазывает нового правителя Избранного Народа. Им является самый младший сын Иессея – пастух овец, белокурый мальчик, с красивыми глазами и приятным лицом; это означало, что не имел он репрезентативного вида и не походил на воинственного человека, а значит – и не был достойным кандидатом на правителя в те трудные времена, когда нужно было воевать за свой народ. Однако Бог руководствовался иными критериями. Именно тогда уста Самуила произнесли знаменитые слова: «Человек смотрит на лицо, а Бог смотрит на сердце» (1 Цар 16,7). Самуил помазал Давида на царя Израиля, сделал это втайне, тогда ещё никто не знал, что народ имеет двух правителей. Всё склонялось к тому, что грядёт гражданская война.
Сцена избрания Давида на царя очень поучительная. С самого начала личность Давида представляется в контрасте к царю Саулу, который был высоким, мужественным, воинственного духа. Таким образом Святое Писание учит нас позиции, которая приятна Богу. С Его воли, благодаря Его провидению, то, что малое, смиренное, искреннее и честное, – побеждает. Давид был человеком невидным, но Бог выбрал его на своего помазанника, чтобы проявить Свое могущество. Это не меч воина, не хитрая политика правителя, не экономическое развитие, а Бог ведёт народы по дорогам истории. Даже то, что является невзрачным и грешным, Он может включить в свои спасительные планы. Из рода Давида должен был прийти в мир Мессия. Иосиф, которого считают отцом Иисуса (ср. Лк 3,23), походит из рода Давида. Искреннее, искреннее и честное сердце, на которое Бог обратил Свой взор при выборе Давида, уже тогда было предсказателем позиции Мессии, который не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы Он служил (Mф 20, 28); в другом месте называет себя кротким и смиренным сердцем (Mф 11, 29).
Сценой, которая еще больше указывает на контраст между тем, что малое и смиренное, и тем, что сильное и высокомерное, является дуэль между Давидом и Голиафом. Чисто по-человечески, дуэль с самого начала была обречена. У Давида не было никакого шанса на победу над старшим, большим и сильным противником. Однако всё произошло наоборот. Победу одержал царь Израиля, тогда еще законспирированный, но уже реальный. Голиаф получил камнем из пращи и упал мёртвым. Давид победил нереальным способом, но эффективным. Можно остановиться только на этом аспекте описанной сцены, но не об этом речь. Библейский автор именно так представил дуэль, чтобы указать правду о том, что в образе Давида победу одержал Бог, который полюбил своего помазанника и заботится о своём народе. Тем более, что Давид идёт на филистимлянского воина со словами на устах: «Иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских» (1Цар 17,45). С того момента Бог неоднократно будет проявлять своё всемогущество и милосердие через Давида. Конечно, здесь прослеживается и мысль контраста между Давидом, добрым правителем, и Саулом, которому Бог не только не благоволит, но которого Бог оттолкнул от Себя. Возгласы женщин «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» (1 Цар 18, 7) также подчёркивают эту правду. Это стало началом серьёзного конфликта между Саулом и Давидом.
После победы над Голиафом Давид попал на двор Саула. Принадлежит к самому близкому окружению царя, является военачальником, становится зятем монарха, но ему постоянно угрожает смертельная опасность со стороны Саула, причина которой кроется в необузданной ревности. В итоге Давид бежит с царского двора, долгое время влачит существование беженца от Саула, который жаждет его смерти. Библейский автор достаточно подробно описывает соперничество между двумя правителями, всегда принимая сторону Давида.
Саул показан как неблагодарный и подлый параноик, который постоянно стремится убрать своего конкурента. А Давид, в свою очередь, на каждое содеянное по отношению к нему зло отвечает лояльностью и любовью. Принимает Саула как законного царя Израиля – постоянную для себя опасность. Самым ярким примером этому служит скорбь Давида о смерти Саула (2 Цар 1,17-27). И это характеризует его как человека благородного, щедрого и доброго, чем и подчёркивает идеальную модель царя, правителя Избранного Народа.
Авторы Библии будут преподносить его как пример для будущих правителей Израиля. В контексте дороги Давида на трон описана и его дружба с Ионафаном, сыном Саула. Эта дружба гораздо больше заслуживает нашего внимания, так как Саул временами испытывал убийственную ненависть к Давиду, а его сын искренне дружил с Давидом, и даже несколько раз эта дружба спасла Давиду жизнь. Дружба Ионафана и Давида также в положительном ракурсе преподносит Давида. Дружит с сыном своего смертельного противника и с великим уважением относится ко всей его семье. Эта искра является своего рода просветом на фоне серой реальности войн с противниками Израиля и внутренних непорядков, порой переходящих в гражданскую войну.
Давид окончательно взошёл на трон только после смерти Саула. До этого момента его жизнь была достаточно сложной. Выбранный и возлюбленный Богом, он должен был пережить многие трудности и жизненные неурядицы, которые, в свою очередь, очистили его и приготовили на важную роль – роль царя Избранного Народа. В этом случае Давид не является исключением. Все известные библейские личности проходили подобную формацию. Она полностью соответствует Божьим планам относительно освящения и спасения человека. Божья стратегия не поддаётся изменениям, она постоянна. Даже Сын Божий обрёл славу только через страдания и крест. Не понятные нам порой дороги Бога всегда ведут к правильной и благородной цели, и мы всегда должны об этом помнить.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)