Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

Царь  Давид

(часть II)

 

 

 

Несмотря на то, что призвание Давида к царствованию над Избранным народом было достаточно необычным событием, однако дорога к этому трону была очень длинной и отмеченной огромным количеством весьма трудных обстоятельств. Многие годы ему приходилось быть беженцем из-за ревности Саула. Будучи изгоем, находил себе знакомых и заключал с ними разные договоры, которые позже пригодились ему, когда стал  уже самостоятельным правителем, хотя и не все заключенные пакты были подходящими. После многих лет скитальчества и разных опасностей, наконец, настал тот день, когда бывший пастух овец из Вифлеема поднялся на трон Израиля. Символическим и  переломным событием стала смерть Саула. Все, что происходило до того момента, описано в Первой Книге Царств. Следующая, Bторая Книга Царств, показывает царствование Давида как короля Израиля.

Боговдохновенный автор описывает реальное соперничество между Саулом и Давидом, причем первый показан как-то по-особенному. Давид в каждой ситуации представлен как личность исключительно благородная, полная справедливости и милосердия, в отличие от Саула, сумасшедшего параноика, боящегося за свою власть, и прежде всего – покинутого Богом. С самого начала Давид предстает как идеальный правитель. Его великодушие полностью проявляется тогда, когда он узнаёт о смерти Саула, которого искренне оплакивал. Прекрасно показал себя,  проявив сочувствие и понимание по отношению к семье и самому близкому окружению Саула, хотя все они оставались потенциальными врагами его правления. Для израильтян Давид был идеальным царём. Такая характеристика Давида закрепилась и в сознании последующих поколений. Из рода этого идеального правителя должен был прийти в мир Мессия, которого народ Израиля ждал на протяжении многих столетий.

О том, насколько трудным было начало правления Давида, свидетельствует тот факт, что даже после смерти Саула он не господствовал над всем народом. Сначала, на протяжении семи с половиной лет, Давид царствовал только над племенами Иуды, т. е. на территориях южной части Палестины. Центром его власти был Хеврон. Только спустя некоторое время все остальные племена израильского народа признали его своим Царем. Таким образом, Давиду удалось соединить все израильские племена в один народ, царём которого он и стал. В общей сложности царствовал он над этим народом сорок лет.

Начало его правления также было обозначено многими трудностями, не зависимыми от него самого. Несмотря на то, что Давид проявил благородство по отношению к семье и ближайшему окружению Саула, однако его сослуживцы не последовали такому примеру. На нижних уровнях продолжалась борьба за влияние, которая порой была достаточно суровой. Подтверждением сказанному может служить факт коварного убийства Абнера, начальника войска Саула, который перешёл на сторону Давида, что вызвало презрение и ревность со стороны начальника войска Давида – Ёаба, который и убил перебежчика.  Подобных ситуаций найдём достаточно много.

Несмотря на все трудности и преграды, Давид царствовал над Израилем, имея поддержку и благословение самого Бога, и  власть его всё больше и больше укреплялась. Библейский автор описал это такими словами: „И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним” (2 Цар 5, 10). Эта сила и могущество проявлялись прежде всего в том, что соседние правители начали сотрудничать с новым властелином  Израиля. Первым был царь Тира, который помог Давиду построить царский дворец. Также в войнах с филистимлянами, которые были самыми страшными врагами Израиля, Давид, уже будучи царём, одерживал всё более значимые победы, нежели прежде; сила непобедимого до этого момента врага начала ослабевать.

Царь воевал также и с другими народами, однако со временем более, чем вооружённой борьбой, занимался организацией государства. Все его достижения совершались в атмосфере полного доверия Богу, так как разумел Давид, что Господь утвердил его царём над Израилем и что возвысил царство его ради народа Своего, Израиля (2 Цар 5, 12), потому что Давид радовался постоянным Божьим благословениям.

Очень важным событием было завоевание Иерусалима и перенесение столицы государства в этот город, где и образовался королевский двор. На протяжении многих веков Иерусалим называли «Городом Давида». Царь перевёз в столицу всю свою семью, всех своих жён, а в Иерусалиме приобрёл последующих, которые родили ему детей. Информация о многоженстве и потомстве была передана, чтобы подчеркнуть не только силу и величие царя Давида, но прежде всего указать на Божье благословение, которое постоянно сопутствовало ему. В Иерусалим  Давид перенёс и Ковчег Завета, что в свою очередь выражало его набожность и огромную преданность  Богу.

Ковчег Завета был самой огромной религиозной ценностью народа, поэтому его нахождение в  Иерусалиме  заметно  повысило статус этого города. Давид также очень хотел построить храм Богу, но эта миссия должна была достаться его сыну Соломону. С этого момента столица разрасталась со дня на день. В сознании израильтян Иерусалим становился городом святым. Более тысячи лет он будет являться народным Санктуарием, в который тысячи евреев каждый год будут совершать своё паломничество  на Пасху и другие праздники.

Главным событием в жизни Давида как царя Израиля было заключение союза с Богом. Союз с Богом ранее уже заключали разные личности Израиля, но союз Давида был особенным и в мышлении народа он утвердился как мессианское обещание, данное Давиду и его роду. Царь с самым искренним желанием хотел построить в Иерусалиме святыню Богу, однако Бог через пророка Натана объявил ему, что по отношению к нему и его роду Всевышний имеет гораздо большие планы, чем строительство святыни из камня.

После смерти Давида из  его рода придёт в мир правитель, трон царствования которого Бог установит навеки. Бог будет ему Отцом, а он будет Ему Сыном (срав. 2 Цар 7, 12- 14). Обещание, данное тогда Богом, стало самым важным мессианским Предсказанием, и с того времени еврейский народ ожидал Мессию из рода Давида. Обещание, данное тогда Давиду, исполнилось только через тысячу лет в лице Иисуса из Назарета. Христиане сразу же узрели реализацию пророчества, а евреи, несмотря на то, что так сильно ожидали своего Мессию и имели множество подтверждений в Его адрес, не признали Его, когда Он пришёл на землю; более того – оставили Его, предав смерти на кресте.

После того, как Давид услышал необычное обещание, ответил Богу молитвой, которая может стать примером молитвы для каждого, кто только обращается к Богу (ср. 2 Цар 7, 18-29). Обращаясь в своей кротости к Наивысшему, царь вспоминает свою жизнь и возвышение его Богом, размышляет об истории своего народа и опеке Бога, которую израильтяне неоднократно получили. Молитва включает в себя прославление, благодарение и упование на выполнение просьб. Давид был человеком, полностью отданным Богу. Однако будущее покажет, что он может   и согрешить. Но не в этом главное.

История Давида, пастуха овец из Вифлеема, указывает нам на смысл призвания. Бог выбирает себе кого-то по своей воле, по своим, а не человеческим критериям, и приглашает к сотрудничеству в реализации истории спасения. Чем меньше человек, чем более невзрачный и слабый, тем больше проявляется сила и слава Наивысшего. Со стороны человека требуется лишь кротость и полное доверие Богу. Такой путь прошел библейский Давид. Похоже прожили свою жизнь и святые, а вместе с ними каждый из нас получает от Бога приглашение принять такой же образ жизни.

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий