В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Царь Давид
(часть III)
Иногда говорят, что жизнь человека делится на определённые этапы. И чаще всего такая точка зрения, по отношению к алюзии до актуальной беспомощности или лени, воспринимается как шутка, однако, даже при минимальном критическом взгляде, эти слова могут реально относиться к жизни. Примером может послужить история царя Давида, с которым уже в третий раз встречаемся в наших размышлениях.
Если говорить в общем, его жизнь, как царя Израиля, можно разделить на три основных периода: с момента помазания на лидера Избранного Народа до начала царствования – очень трудное время, обозначенное страданиями, но и открывающее необычную опеку со стороны Бога; начало царствования на троне Израиля – период прославления, время, полное достижений в политической сфере и духовных благах; и, наконец, третий период, который в данный момент нас больше всего интересует, это время, отмеченное нравственными падениями, семейными и государственными проблемами, старческим недомоганием, в котором, вопреки всему, не было недостатка в милосердии со стороны Бога. После смерти Саула Давид начал царствовать как самостоятельный правитель. Справился с внешними врагами Израиля, соединил воедино Избранный Народ, укрепил в политическом и в военном отношении своё царство. Столицу, которая с каждым днём всё больше и больше приобретала свою значимость и важность, перенёс в Иерусалим.
Его значимость росла не только в народе, но и в глазах соседних правителей. Царь жил в очень близких, доверительных отношениях с Богом. От Него услышал – скорее всего – самые важные слова Ветхого Завета: с царского рода Давида придёт в мир правитель, царствованию которого не будет конца. Никто не сомневался, что речь и шла о Мессии, так сильно ожидаемом в Израиле. Казалось, что царь Давид достиг в своей жизни всего, чего только может достичь человек, и навсегда останется уже такое положение дел, что ничто их не испортит. Однако все поплыло в совершенно другом, неожиданном русле. Дорога несчастья Давида как царя Израиля началась с истории с Вирсавией. Царь вошёл в бурный роман с женой одного из своих слуг, который на тот момент был на войне, сражаясь за защиту родины и во имя царя. Плодом грешных отношений стало зачатие ребёнка. Самым страшным во всей этой истории было то, что царь пытался обманом приписать отцовство ребёнка мужу Вирсавии, а когда этот план не удался, царь довёл его до смерти. Давид настолько был ослеплён своим грешным поведением, что с лёгкостью обвинял других в их неправедных действиях, а своих грязных поступков не замечал. Только достаточно резкое упоминание со стороны пророка Нафана, посланного Богом, встряхнуло царя и разбудило в нём искреннее сожаление за совершенное зло.
Грех Давида и Вирсавии является достаточно известным эпизодом в Библии.
Это удивительно, чтобы человек на пике славы, отдав всю свою жизнь вложенной в его руки миссии, выбранный Богом и находясь с Ним в близких отношениях, мог дойти до таких страшных поступков. Ситуация Давида показывает, каким же хрупким существом является человек, каким же важным является Иисусов призыв: бодрствуйте!
Читая о падении Давида, воспринимаем его как реального человека, человека из кости и крови. Это не персонаж из сказки, ретушированный для удивления читателя. Давид нам близок тем, что он похож на каждого из нас. Похож и должен быть похож, потому что не только упал и потерялся в жизни, но признался в своём грехе, смог за него страдать и в конце концов взял на себя ответственность за свои поступки. В итоге взял вдову Вирсавию в жёны, а она родила ему очередного ребёнка, сына Соломона, который был наследником Давида на троне, а слава о нём навсегда вошла во всемирную историю. Этот сумбур событий убеждает нас в том, что Бог может писать ровно по кривых линиях человеческой жизни. Другим неприятным по сути своей событием был бунт Авессалома, сына Давида, что привело ко временному упадническому настроению Давида. У истоков этого кризиса стоял хаос в царской семье. У Давида было несколько жён, а за этим следует большое количество наследников от разных жён. Один из его сыновей обесчестил свою сводную сестру, что привело к кровавой мести её родного брата Авессалома. Это трагическое событие запустило страшный моховик зла. Гордый и обиженный Авессалом собрал возле себя часть народа и отправился с оружием на Иерусалим. Давид, желая предотвратить кровопролитие, покинул столицу, уступая место своему сыну.
Библейский автор показывает царя Давида, как тот, оскорблённый словами враждебно настроенного по отношению к нему народа, босиком, со слезами на глазах покидает свой штаб. Однако всё же дошло до гражданской войны, в которой Авессалом погиб, а его сторонники разбежались. Для Давида это был достаточно травматичный момент, несмотря на то, что в итоге он вышел победителем. Этот драматический эпизод на страницах истории Израиля указывает Давида как человека, богатого человечностью.
История с Авессаломом показывает, что Давид, великий и славный царь, не смог удержать контроль над своим родным домом. Допустил распущенность своих детей, что проявилось в разных аморальных и трагических ситуациях. С библейского текста достаточно трудно сделать выводы, что же стало главной причиной такого хода событий: усталость царя от многолетнего и трудного управления страной или же чрезмерное самодовольство, упоение властью. На эту, другую причину могло указывать одно из событий. А конкретно: однажды Давид приказал посчитать жителей своего царства. Этот поступок был явным проявлением гордыни царя, за что и был сурово наказан Богом. Как в одном, так и в другом эпизоде, Давид, несмотря на свою большую потерянность, смог найти в себе сожаление и раскаяние. Признаёт свою вину перед Богом и искренне принимает на себя покаяние. И его позиция каждый раз остается увенчанной Божьим милосердием.
Последние страницы истории царя Давида описывают его как немощного старика, за которым постоянно должна была ухаживать служанка. За его спиной разворачиваются разные интриги и заговоры. Царь, по причине своего возраста и болезни, не в состоянии с этим справиться. Конец его жизни, когда-то очень плодотворной и славной, вы-глядит достаточно жалко. Этим моментом Давид разделяет судьбу многих людей на свете. Этот особенный избранник Бога является таким же человеком как каждый из нас, со всеми недостатками. Однако даже в тех трудных для себя ситуациях самым важным для него всегда была воля Наивысшего и всей своей жизнью он стремится её исполнять.
История Давида, царя Израиля в годах 1010-970 до рождества Христова, достаточно интересная и увлекательная. Простой пастух был выбран на царя Избранного Народа. Достиг славы одного из самых знаменитых людей в истории. Был прекрасным воином, политиком и государственным деятелем. Также был человеком великой духовности. Библейская традиция приписывает ему авторство Псалтыря. Он был человеком в полном значении этого слова. Имел свои взлёты и падения. Был грешником, порой великим грешником, но всегда признавался в своих грехах и каялся в них. Однако прежде всего он был человеком твёрдой веры. И именно с этой стороны заслуживает нашего внимания. Следует также отметить, что Бог никогда не отверг Давида. Выбрал его и всегда был верным своему выбору. Он никогда не отвергает тех, которых любит. Может быть, именно эта правда является для нас главным посланием библейской истории царя Давида.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)