В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Царь Соломон
В жизни человека бывает много неоднозначных ситуаций. Личности и события оцениваются позитивно, завоёвывают признание, порой вызывают восхищение, однако достаточно часто они бывают не лишены и другой, тёмной стороны. И здесь ничего странного нет: всё, что земное, – несовершенно. Подтверждает это и Священное Писание, показывая нам жизнь такой, какая она есть. Почти все великие люди Библии с огромными заслугами в истории Спасения, кем многие восхищались, имели и такие моменты в жизни, которые говорили об их человеческой слабости. Такой личностью является и Соломон, царь Израиля, который ассоциируется с мудростью, славой и богатством.
Соломон взошёл на трон Израиля после своего отца Давида. Это достаточно значимый факт, имеющий важные последствия для этого монарха и его призвания. От своего отца Соломон унаследовал несколько важных вещей. Во-первых, при царствовании Давида все израильские племена были воссоединены в один народ, что свидетельствовало о силе и порядке в государстве. Во-вторых, Давид победил всех врагов Израиля, поэтому времена царствования Соломона были спокойными, что способствовало увеличению материальных благ в государстве. В-третьих, Соломон продолжал «базировать» на огромном авторитете своего отца, что существенно помогало ему в трудных ситуациях. И, наконец, Давид приготовил всё то, что было необходимо для строительства храма в Иерусалиме, который на многие века останется визитной карточкой Соломона. Всё это «наследство» было прекрасной опорой для молодого правителя, которое поддерживало и сопровождало его на пути к славе.
Царствование Соломона описано в 3 Книге Царств (1-11). Боговдохновенный автор показывает, что Соломон, принимая власть в Израиле, был молодым человеком. На тот момент в искренней молитве просит Бога о даре мудрости и разума, чтобы судить народ и различать, что является добром, а что – злом (3 Цар 3, 9). Понравилась Богу молитва Соломона, и поэтому вместе с мудростью одарил его богатством и славой, хотя об этих дарах царь не просил.
В начале своего правления Царь представлен как человек кроткий и богобоязненный. Мудрость, которая принесла ему славу на многие века, имела свой источник в кротости и уповании на Бога. И это – актуальный урок на все времена и для всех читающих Библию.
Позднее описывается процесс строительства храма в Иерусалиме, называемого Святыней Соломона, причем описывается достаточно подробно. Повествование включает множество деталей, относящихся к подготовке строительства, используемого материала, к рабочим, занятым на строительстве. Автор достаточно широко и с интересом расписывает богатство декора и внутреннюю отделку Божьего дома. Храм был первой в своём роде стройкой в истории Избранного Народа. В результате в Иерусалиме, столице государства, появилась святыня, которая стала непревзойденным объектом, радующим своей красотой и необычным богатством внутренней отделки.
Люди гордились храмом и были счастливы, что это их святыня. Каждый день в ней совершался достаточно широкий жертвенный культ, а в Иерусалим начала сходиться всё большая численность паломников. Кроме святыни, Соломон также построил громадный царский дворец и ещё множество других объектов. Чтобы увидеть и восхититься его архитектурными достижениями, в Иерусалим приезжали и делегации соседних государств. Столица стала визитной картой всего народа с почётным местом, которое занимала святыня. Соломон был настолько уважаемым правителем на международной арене, что египетский фараон отдал ему в жёны свою дочь, что являлось огромным признанием его личности и имело огромное значение в политической сфере. Правители других государств также с огромным желанием заключали с Соломоном разного рода договора, скреплённые чаще всего супружеством Соломона с иностранными принцессами, что, в свою очередь, гарантировало мир и экономическое развитие государства.
К сожалению, Соломон, как и каждый человек, совершал ошибки. Сопровождавшие его слава и подвиги, совершённые в политической и экономической областях, начали «работать» против царя. Строительные объекты требовали материальных средств, а те были получаемы путём сбора налогов, которые со временем становились всё более неподъёмными. Кроме того, людей принуждали к работе во благо царя и его строительных идей, что, в свою очередь, вызывало рост недовольства со стороны граждан. К этому подталкивало и возвышение племён, проживавших возле Иерусалима, которые имели непосредственный контакт со святыней и гораздо больше пользовались материальными благами страны за счет племён, отдалённых к северу. А это порождало социальные конфликты и обычную человеческую зависть. Начали появляться нарушители спокойствия, призывающие людей к бунту. Скорее всего, только живущая в народе память о достижениях Давида спасла Соломона от бунта его подчинённых, который должен был вспыхнуть, но уже после смерти Соломона.
Большими неприятностями для Соломона стали и его многочисленные женитьбы на заграничных принцессах. Как известно, все эти женщины были с языческих стран, где почитали своих идолов, и эти традиции они приносили с собой в Иерусалим. Для того, чтобы сделать приятное своим жёнам, доходило до того, что царь строил святыни языческим богам. Сам монарх, в рамках так званой политкорректности, приносил жертвы языческим идолам. Параллельно с культом Бога в святыни развивался и языческий культ, который одних – возмущал, а других – притягивал. Тот Соломон, который в молодости своей был посвящён Богу, со временем стал отступником от истинной веры. Таким поведением отверг от себя многих своих подданных, но самое страшное то, что таким образом он закрывал себя на Божье благословение.
И, наконец, сама иерусалимская святыня, прекрасная в своей красе, породила много беззаконий. Во-первых, стала причиной для гордости царя и жителей столицы. Объект был чаще местом для удовлетворения своей собственной славы и возвышения перед другими, чем местом молитвы и встречи с Богом. Во-вторых, регулярный культ достаточно быстро превратился в рутину и холодный ритуализм. Ранее, в пустыне, культ был более спонтанным, выплывал из потребности сердца, а в Иерусалиме поддался развитой цивилизации и ослаблению. Кроме того, люди, которые проживали в столице и вблизи Иерусалима, достаточно часто принимали участие в богослужениях в святыне, а племена, проживавшие далеко, в северной части страны, в Иерусалиме появлялись редко. У первых, по этой причине, рождалась нездоровая гордость и превосходство, у других – фрустрация и зависть. Этим самым святыня не исполняла той своей роли, которую должна была исполнять.
Соломон царствовал сорок лет, столько же, сколько правил и его отец. Оставил после себя множество построенных объектов и огромную славу мудрого и богатого человека. Сыграл очень важную роль в истории Спасения, которую предназначил для него Бог. Соломон не был человеком совершенным, имел недостатки и совершал ошибки. Но, несмотря на это, Бог не оставил его, а воспользовался слабым и грешным царём для свершения своих великих спасительных дел. Соломон, хотя и приходилось ему поклоняться другим богам, никогда не совершил явного отступничества от своего Бога. Бог выбрал грешного человека и пригласил его к сотрудничеству. Так поступал всегда, так делает и сейчас по отношению к каждому из нас. Несмотря на то, в каком состоянии находится каждый из нас, нужно с полным упованием довериться Ему, нашему Небесному Отцу. Добрые дела, если и будут совершаться, то только Его, а не нашей силой.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)