Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

Падение  Иерусалима

и вавилонский  плен

 

 

 

У каждого народа своя история, и наполняющие ее события могут быть абсолютно разными. Есть моменты радостные, порождающие народную гордость, но, к сожалению, происходят и такие события,  за которые впоследствии стыдно. Между одними и другими находят место серые обыденные дни. Каждый народ должен уважать своё прошлое, беречь его от того, чтобы оно каким-либо образом не ушло  в небытие, даже если в нём были моменты, воспоминание о которых приносит боль и страдание. Примером может быть библейский народ Израиля, который так высоко  ценил свою историю, что записал её на страницах Библии как историю спасения. В этой истории имели место достаточно трудные и даже катастрофические события. К самым незабываемым относятся падение Иерусалима и вавилонский плен.

Размышляя на тему истории разделённого Израиля, мы вспоминали о наезде на его территорию ассирийского могущества. Северное Царство упало под ударом мощного врага. Израильтяне были выведены в разные, обширные места ассирийской  империи и там потерялись среди  других народов, и практически след их исчез. А на территорию Израиля были приведены другие народы, которые также перемешались с оставшимся населением. Это происходило в 721 году до Рождества Христова. Южное Царство Иуды, благодаря Божьему Провидению, избежало судьбы своих братьев с севера, но ненадолго. Радовалось свободой в той или иной мере ещё примерно сто двадцать лет.

Как показывает всемирная история, никакая власть, даже имеющая много оружия и силы, не существует вечно. Исполняет свою роль в истории в определённое время и разваливается, чаще всего – под напором другой империи. Так произошло и с Ассирией. В конце VII века до Р.Х. появилось новое государство, в облике Вавилона, которое достаточно быстро росло и становилось могучим. Вавилоняне разгромили ассирийские войска и почти сто лет держали власть над Ближним Востоком. И Царство Иуды оказалось в пределах их досягаемости.

В Иерусалиме в это время господствуют неспокой и политическая борьба. Создались два лагеря. Один стремился к сотрудничеству и лояльности по отношению к Вавилону, таким образом пытаясь уберечь страну от катастрофы, другой связывается с Египтом, рассчитывая на помощь той стороны. В 604 году войска вавилонского короля Навуходоносора остановились у ворот Иерусалима. Город сдался, а иудейский царь становится приверженцем верности по отношению к Вавилону. Таким образом, он, на некоторое время, спас народ от депортации.

Конечно, с этим была связана плата определённых и, конечно, не малых взносов. С этого момента быт маленького государства будет полностью зависим от лояльности и послушания великому и могучему властелину. К сожалению, иудейский царь, при своей политической близорукости, не сумел держаться одной избранной стратегии. Тайно начал переговоры с Египтом, желая с помощью войск фараона победить Вавилон и вернуть себе свободу. Однако тайное становится явным, и Навуходоносор решает покончить с этим. Вавилонские войска вновь входят в Иерусалим, и иудейский царь Иоаким должен сдаться. Вавилоняне вошли в столицу, ограбили храм и депортировали в Вавилон царя и его семью, а также многочисленных чиновников, ремесленников и солдат. Навуходоносор назначает нового царя в Иерусалиме – Седекия.

Новый царь оказался достаточно слабой личностью. Не смог управлять двумя постоянно конфликтующими партиями – проегипетской и провавилонской. В это время в Палестину входит египетский фараон со своими войсками и Седекия сразу же переходит на его сторону. Это была трагическая ошибка, от которой предостерегал пророк Иеремия. Однако царь не послушал пророка, а Иеремия был осужден за  предательство и по этой причине ему пришлось много страдать. Ответ Навуходоносора был мгновенным. Он направил свои войска, которые занимают земли иудейские и начинают осаждение Иерусалима. Город держит оборону на протяжении полутора лет, но в среде осажденных  появляется голод. В итоге вавилоняне делают в стене дыру и завоёвывают город в июле 587 года до Р.Х. Иудейский царь Седекия схвачен. На его глазах уничтожается вся его семья, а он сам, слепой, приговорён к вавилонской неволе. Часть народа депортирована. Так исчезло Царство Иуды – с того времени оно стало вавилонской провинцией.

Баланс вавилонского вторжения был трагическим. Согласно пророку Иеремии, в вавилонский плен было взято 4600 человек, прежде всего это были должностные люди, ремесленники, мастера, интеллигенция. Эта цифра не так велика, но она относится только к мужчинам. Если посчитать ещё женщин и детей, то нужно отметить, что было депортировано примерно около 20 тысяч человек, а это для такого  маленького иудейского царства – огромные цифры. Для того, чтобы перемешать оставшийся народ, на территорию Иуды были присланы колонизаторы с других стран. Во времена вавилонской кампании Царство Иуды было полностью уничтожено. Не только Иерусалим, но и другие города были разрушены. Кроме депортации, многие иудеи погибли от меча или голода. Часть народа убежала в Египет. Ситуация в стране была плачевной.

Те, которые оказались в Вавилоне, составляли элиту народа. Это были чаще всего  политические, культурные и религиозные предводители. Вавилонская политика депортации существенно отличалась от ассирийской. Была больше гуманной. Идея вавилонского короля сводилась к следующему: депортированным надо создать прекрасные условия для жизни и работы, так как их функционирование должно  приносить материальные блага той стране, в которой они живут. Поэтому евреев не сажали в тюрьмы или лагеря. Их расселяли на территориях вокруг Вавилона, где они имели достаточно много прав и привилегий. Имели право приобретать дома и земельные участки. Занимали важные должности, особенно если речь шла о банковском деле. Некоторые из евреев,  проживая в Вавилоне, действительно разбогатели. Некоторые чувствовали себя там так хорошо, что, даже когда появилась возможность вернуться на родину, никуда не хотели уходить.

Падение Иерусалима и вавилонская  депортация – это очень трагическая страница в истории Избранного народа. Израильтяне тяжелее всего пережели уничтожение храма, самой важной для них святыни. Для просвещённых религиозных умов объяснение этой народной трагедии было только одно: неверность народа по отношению к Богу, грехи идолопоклонничества, совершённая когда-то схизма принесли свои горькие плоды. Это было трудным испытанием, травматичным, но очень полезным для очищения отношений с Богом и восстановления  своей национальной идентичности после полных хаоса лет монархии. Рефлексия и усилия обращения не появились сразу. После такой травмы в головах многих людей возникли вопросы: почему Бог до этого допустил? Почему позволил уничтожить место своего пребывания на земле? Почему оставил свой народ? Существует ли Он вообще?  Образно и по-человечески можно сказать, что в области веры народ очутился  над пропастью. Однако трудные испытания оказались в поле действия Божьего Провиденья, которое в очередной раз воспользовалось ходом истории, чтобы перед Избранным народом открыть новые перспективы жизни и развития. Вавилонский плен принесёт плоды, которыми будут пользоваться не только евреи, но и все христиане. Но об этом поговорим в следующий раз.

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий