В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Израильтяне в Вавилонии
Многовековой человеческий опыт подсказывает, что нельзя принимать жизнь в «исчислении» нуля или единицы и что мир не чёрно-белый. Жизнь настолько богата и непредсказуема, что только полное открытие себя на реальность, соединённое с настоящим смирением, позволяет человеку правильно жить в этом мире. Всевозможные схемы не выдерживают испытания временем. Даже самое трудное положение содержит в себе позитивные моменты, и порой более заметные, чем те, которые мы называем негативными. Примером такой ситуации является и жизнь израильтян в депортации в Вавилоне.
Время плена оказалось временем по-настоящему благословенным. Как уже вспоминали в предыдущем размышлении, пребывание евреев в Вавилоне проходило даже в очень хороших условиях. В стране, расположенной над Евфратом, они имели достаточно много свободы и много прав, которыми пользовались, что в свою очередь давало им возможность разнообразной деятельности, причем не только в сфере материальной и экономической. Также следует вспомнить, что Вавилон не депортировал простых, обычных людей, но в рядах депортированных была сама элита израильского народа, среди которых фундамент составляли священники, духовные лидеры. Этот факт выявил необычность Избранного народа. Оказалось, что достаточно стойким было многовековое религиозное формирование Израиля, и очень велика была привязанность к своей религии. На чужбине пришла рефлексия над религиозными и народными ценностями. Появился важный вопрос: имеет ли израильский народ достаточно сил и религиозной мощи, чтобы преодолеть очевидную катастрофу и сделать правильные выводы для будущего, или всё это станет безразличным и утонет в безнадёжном исходе? Оказалось, что в таинственном плане Божьего Провидения Вавилонский плен был, скорее всего, самым благотворным периодом в истории Израиля.
Присутствие Бога уже не было связано с храмом или алтарём, благодаря чему свершился процесс более духовного и этического познания Бога. Еврейский народ, живя в языческом мире, окружённый разными народами с их культурой и религиозными верованиями, сделал усилие на то, чтобы сохранить свою личностность как народную, так и религиозную. Конечно, категорически исключено какое-либо участие в языческих праздниках или религиозных культах, но это ещё не всё. Израильтяне должны были создать альтернативу. Данная ситуация помогла им обратить больше внимания на собственные религиозные праздники. Они начали с гораздо большим участием праздновать шабат как день, посвящённый Богу, выражающий их принадлежность к великой религиозной традиции собственного народа. Таким образом, празднование шабата и стало знаком, по которому распознавали тех, кто относил себя к Избранному народу.
Другим важным знаком народной и религиозной принадлежности израильтян в Вавилоне стало обрезание. Да, обрезание было известно и практиковалось многие века, но только на чужбине, в Вавилоне, оно стало истинным народным и религиозным знаком союза, отличающим евреев от других народов, которые не использовали этот ритуал. В Вавилоне более скрупулёзно, чем ранее, совершались ритуалы омовения и не употреблялись так называемые нечистые продукты. Третьим, наверное, самым важным событием, которое произошло в ссылке в Вавилоне, было редактирование записанных библейских традиций.
Как известно, Израиль на протяжении многих веков записывал свою святую историю. Этот процесс скорее всего был начат ещё в Х веке, во времена царя Соломона. Собранный материал обогащался всё больше и больше и вызывал огромное уважение, но не был сформирован в единое целое, как книга или серия книг. Израильтяне просто не видели в этом необходимости. Депортированные священники забрали с собой в Вавилон записанную до того времени историю. Жизнь среди языческих народов в Вавилоне поспособствовала тому, чтобы израильтяне увидели настоящую ценность их религиозной литературы. Быстро сориентировались, что в этом плане они значительно отличаются от других народов и что именно эти духовные письма помогут им сохранить собственную народную и религиозную идентичность. Приступили к завершающей обработке и редактированию имеющихся записей.
В Вавилоне священники, но не только они, с огромным желанием взялись за сбор и переписывание святых книг, которые забрали с собой на чужбину. Их работа стала такой популярной, что вскоре образовался круг людей, которых назвали писарями, свободно владеющими Святым Писанием, а особенно Правом. Благодаря им Библия не только приобретала реальную форму, но всё больше и больше проникала в жизнь Избранного народа. Националистическая община Израиля преобразовалась в духовную общину. Из-за отсутствия храма евреи начинают собираться на молитву в домах. Конечно, не могли приносить жертв Богу и переживать Пасху, но эта традиция проложила дорогу к возникновению синагог. Всё это религиозное движение называем иудаизмом. Это был расцвет еврейской набожности и духовности, который выражался в ритуалах. Его важным заданием было изолироваться от чужих народов и религий, защититься от языческого влияния и моральной испорченности.
Плоды жизненного опыта израильтян в вавилонской неволе сливались в три основные направления: санкционирование обрезания, полное открытие и оценка значимости шабата как святого и посвящённого Богу дня, окончательное редактирование многих библейских книг. Эти достижения призваны были приносить эффекты многие века. Евреи доросли до того, чтобы понять и смириться с тем, что как государство, как монархия могут ещё очень долго не «родиться». Опыт неволи – сначала ассирийской, затем вавилонской– заставил их осознать эту горькую правду. А пока евреи были разбросаны по миру, и не было видов на изменение их ситуации. Практика обрезания, празднование шабата и чтение Библии как слова Бога, как «Книги Народа» должно было спасти их национальную идентичность. С этого момента каждый, кто соблюдал эти три фундаментальные ценности, оставался евреем, независимо от места, в котором находился.
Подытоживая сказанное выше, следует отметить, что особого внимания заслуживает тот факт, что депортированный в Вавилон Израильский народ, оказавшись перед огромной народной и религиозной катастрофой, без собственной страны, без святого города Иерусалима, без храма, на чужбине, не потерял своей веры и преданности религиозным традициям. Какими же святыми должны были быть для них записанные традиции, если и в такой трудной ситуации эти сокровища были увезены в плен. В Вавилоне евреи не занялись только собой, своими личными проблемами, необходимостью пережить и организовать своё бытие, но в ситуации, когда их окружали чужие народы и языческие религии, были проникнуты необходимостью укрепления собственной религиозной идентичности. Трудные моменты повседневности побудили духовную элиту народа к созданию книг, которые станут духовным проводником Избранного народа в каждой ситуации, независимо от места нахождения и складывающихся обстоятельств. Таким образом начал создаваться канон еврейской Библии. Это ещё не была Библия в известном нам сегодня сборе книг. На это потребуется ещё несколько веков, но придёт время, когда к духовному наследию Израиля будет добавлен Новый Завет и Божье слово станет собственностью всех людей на земле. Познавая жизнь Избранного народа во время его пребывания в вавилонском плену, можем восхищаться, какое огромное значение имеет сильная, устоявшаяся религиозная традиция, и как сильно можно и нужно быть привязанным к своей вере, чтобы никакие противоречия не смогли отдалить человека от Бога и Его дел.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)