Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

Возвращение из вавилонского плена

 

 

 

Так уж устроена жизнь, что после трудных моментов и страданий  наступают  лучшие дни, которые снова, после какого-то времени, уступают место трудностям. Повседневные наблюдения позволяют, однако, сделать  вывод, что и  негативные периоды не бывают  абсолютно «злыми», даже самая кромешная  темень скрывает в себе какой-то лучик света; с другой стороны, и те добрые времена тоже не бывают совершенными, без  каких-либо проблем. Эти наблюдения хорошо подтверждаются  фактом  возвращения  израильтян  из  вавилонского плена.

Припомним себе, что во время наступления  вавилонского войска достаточно большая часть населения Царства Иуды была взята в Вавилон в плен. Кроме того, были уничтожены столица и храм в Иерусалиме – самая великая святыня  израильского народа, не говоря уже о павших во время вавилонского боя и всякого рода военных разгромов. Из-за  этой катастрофической ситуации народ погрузился в скорбь. Израильтяне ощутили раздел. Часть народа пребывала в Вавилоне. И, несмотря на то, что условия для проживания были достаточно хорошими, им постоянно приписывался статус пленника и чужестранца. Израильтяне искренне скучали по своей родине.

В противоположной ситуации находились те, кто остался на родной земле. Но это были простые, необразованные, лишённые  интеллигентного класса, погруженные в разного рода социальные и моральные проблемы люди.

После смерти вавилонского Царя Навуходоносора вавилонская империя начала приходить в упадок. На горизонте истории появляется новая империя – Персия. Их властелин Кир громит Вавилон и становится царём одной из самых больших и могущественных держав в истории. Кир был  прекрасным  царём,  который стремился заполучить уважение и  лояльность  у завоёванных народов. Уважал религиозные чувства своих подданных и поэтому дал разрешение на полную автономию в делах религии и культа. Также  разрешил  вернуться на родину  людям разных народов, которые когда-то были депортированы вавилонянами. Царь Кир утверждал, что человек лучше всего реализует себя на своей родной земле, и это всегда с пользой  не только для данного народа и его отдельных лиц, но это  принесёт  успех исполняющим власть, которые в этом случае были персами. Народы получили относительную свободу, одновременно – и налоги для содержания  персидской  империи.

В 538 году до рождения Христа Кир издал декрет, в котором разрешает израильтянам вернуться из  Вавилона  на  родину, отреставрировать столицу, храм и наново возродить  культ (1 Езд 1, 1-4). Этим декретом утверждалось также возвращение всех сосудов, которые когда-то были вынесены из святыни Навуходоносором, а расходы, связанные с ремонтом и восстановлением храма, будут взяты из царской казны. Израильтяне, видя обещания царя, начинают потихоньку возвращаться на родину. Сначала это была маленькая группа самых ревностных личностей Избранного народа. К сожалению, возвращение не стало массовым.

Евреи почти полвека жили в Вавилоне  в хороших условиях. Там  они  осели  надолго, развернули разного рода семейные дела и им было жалко всё это оставить и как альтернативу – принять непонятное будущее в стране, которую поначалу нужно было отстроить. Кроме того, в это время в Вавилоне уже  не было тех первых, кого когда-то сюда пригнали. В Вавилоне уже жили их дети и внуки, которые не были так сильно привязаны к своей родине. Поэтому они и остались в Вавилоне, в земле своего изгнания, но пообещали, что материально будут поддерживать строительство  храма, возрождение  столицы, родной страны и, конечно,  добросовестно исполняли своё обещание.

Те, которые первыми, в составе небольшой группы  вернулись на родину, отреставрировали  алтарь, лежавший на руинах разбуренного храма, и начали приносить Богу жертвы. Этот факт указывает на то, каким религиозным был народ Израиля, коль в столь трудной для себя ситуации приоритетным делом избрал  возрождение места культа Наивысшего Бога. И в этом израильтяне остаются живым примером для подражания.

Спустя год после возвращения был заложен фундамент для строительства  новой святыни. Для этого, конечно же, был использован  фундамент  предыдущего, разрушенного храма. Строительство нового места культа продвигалось очень медленно. Причин на это было несколько. Из Вавилона вернулась очень малая группа евреев. Они не могли рассчитывать на  помощь местного населения,  которое было новым, смешанным  поколением людей, не обремененных чувством патриотизма, без связи с землёй и традициями Палестины. Кроме того, местные жители с подозрением  смотрели  на  пришельцев из Вавилона, принимая их за своих конкурентов. И, наконец, израильтяне  отказались от предложенной  самаритянами  помощи, принимающими  их  за  неверных Богу. Во всей этой сложившейся ситуации  разочарование  посещало  даже самых  усердных  израильских  мужей.

После  нескольких лет из Вавилона  пришла  вторая группа, значительно большая, чем в первый  раз. Предводителями данной группы  были  Зоровавель и  первосвященник Иисус. В те времена в Иерусалиме действуют пророк  Аггей и Захарий, которые всяческими способами пытались преодолеть разочарование народа. В 520 году до Рождества Христова строительство храма было возобновлено, хотя  и продвигалось очень медленно, со многими трудностями  и противостояниями. В 515 году, во время Пасхи, новый храм был торжественно освящён и  отдан  для культа Богу. По словам очевидцев, храм был очень скромным и слабо напоминал о полноте богатства и великолепии разгромленного храма Соломона.

Последующие десятилетия не радовали  благополучием. Персы, хотя  и давали много свободы, пристально следили за всякого рода  национальными  инициативами в Израиле. Кроме того, первосвященники  не были людьми  инициативными, поэтому  не  смогли оживить дух в народе. Иерусалим без  крепости не гарантировал безопасность, а народ находился в нестабильном  состоянии. Итогом такого положения  были  халатность и безразличие  в  отношении  культа Бога, а  также  нарушение моральных  норм, особенно в супружестве. Союзы с женщинами других народов приводили к язычеству, что в свою очередь сильно ослабляло народное  единство.

И в  этой трудной  для  Палестины  ситуации прибывает Неемия, который  использует свои достаточно доброжелательные  отношения с персидским  царём  и  начинает строительство Иерусалима. Неемия  достаточно  жёстко  боролся с нарушениями  Божьего Права, однако не решился провести религиозную реформу, сосредотачивая своё внимание  на  административной части. Через  некоторое  время  прибывает  священник  Ездра, который  с  полной  отдачей  взялся за религиозную реформу в этой стране. Он  принёс  с  собой  книгу  Право Моисея  и  царский  вердикт, согласно  которому  Тора  должна быть  государственным  правом израильской  общины.

Согласно вердикту, основополагающее  значение для израильского народа имеет не политическая власть и независимость, а верность по отношению к Богу. Во время праздника Ездра читает всему народу Книгу Права, а весь народ присягает, что будет полностью соблюдать  все записанные там правила. Ездра  также  приказал полное отстранение  всех  женщин  иностранного происхождения, а также их детей. Это был  достаточно трудный момент для  многих семей, но, согласно решению  Ездры,  это  должно было гарантировать  чистоту  расы и религиозную верность.

Время реконструкции народа после возвращения из Вавилона  – время  радостное, дающее надежду на будущее, но также и с достаточно большими, порой  непреодолимыми трудностями. И так уже  будет до конца Ветхого Завета. Останется тайной, почему именно таким образом развивались события народа, который избрал себе Бог. Несмотря на всё это, Бог до конца реализовал свой план, в котором Израиль играл очень важную роль. В еврейском народе родился Спаситель мира.

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий