В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Израильтяне
под греческим игом
История имеет свою динамику и никогда не стоит на месте. Постоянно происходят события, которые формируют её реальность. Так было всегда, в истории израильского народа – в том числе. В своих размышлениях мы пришли к выводу, что жизнь Избранного народа развивалась достаточно динамично: плен, паломничество в пустыне, борьба за землю, монархия, раздел монархии, снова плен и возвращение из плена. Это богатство перемен формировало тех, кого Бог особенным способом полюбил. В нашем паломничестве по истории спасения дошли мы приблизительно до половины пятого века перед Рождением Христа, и с этого момента наступает пробел в библейской истории Израиля.
Из внебиблейских источников знаем, что гегемония персов на Ближнем Востоке продолжалась до 331 года до Рождения Христа. После появляется новое могущество – Македония, иначе греки, или ещё иначе – эллины. Александр Великий, называемый также Македонским, уничтожил персидское могущество. Палестина переходит в его владения. Молниеносные победы Александра изменили облик Ближнего Востока. Эллины разошлись по всему Ближнему Востоку, благодаря чему земли становились частью общего греческого мира. Языком империи, т.е. единым для всех народов, которые были завоёваны Александром, стал греческий. После тринадцати лет правления император скоропостижно умирает. После его смерти власть в государстве переходит его военачальникам, вследствие чего империя разделяется на три огромных царства: Египет с династией Птолемея, Азия, где господствуют Селевкиды, и Македония. Нас будут интересовать два первых царства.
Израильтяне без каких-то особых препятствий приняли власть Александра и его последователей. Стиль, характер жизни, который старался привить на завоёванных территориях Александр Великий, был очень гуманный, открытый на добро человека. Aлександр предоставил Иерусалиму полную религиозную автономию, это значит, позволил его жителям жить, согласно законам Моисея. Однако израильская община всё больше и больше поддавалась влиянию греческой культуры. Это рождало внутренние конфликты, так как не все евреи принимали новый стиль жизни, оберегая герметическую ортодоксию своих традиций. Конечно, это не касалось только одних евреев. Каждая страна и каждый город имели свои собственные проблемы, культуру, традиции. Поэтому жили они по своим планам, обычаям и верованиям.
После смерти Александра Палестина изначально оказалась в руках Птолемея. Этот период продолжался примерно полтора века. Для Палестины это было временем мира и относительного благополучия, так как Птолемеи разрешали её жителям жить, согласно своему праву и обычаям своей религии. Однако проблемой было то обстоятельство, что Палестина располагалась на стыке царства Птолемеев и Селевкидов, являясь как бы ареной конкурирующих между собой держав. В связи с этим наступило время, когда Иудея перешла во владения Селевкидов. Первоначально всё было относительно хорошо, но это до определённого времени. Сирийский Царь Селевкос IV нуждался в золоте, чтобы платить налоги, назначенные ему римлянами. Когда услышал, что в иерусалимской святыне находятся огромные сокровища, послал своего чиновника, который должен был забрать золото из храма, однако тот вернулся с пустыми руками. На начальном этапе это не повлекло за собой больших последствий, тем более, что сирийский царь Селевкос IV был коварно убит. На его место придёт тот, кто принесёт израильтянам много страданий. На сирийский трон садится Антиох IV Эпифан, который обманом за-хватил царскую власть. Этот властелин развязал огромное преследование верующих в невидимого Бога Яхве, что в свою очередь привело к восстанию евреев, называемому маккавейским, от рода Маккавеев, которые его возглавили. В 167 году до Рождества Христа Антиох завоевал и уничтожил Иерусалим, а святыню преобразил в место языческого культа. Запрещал практиковать еврейские обычаи, а также принуждал к принятию греческого образа жизни. Объективно следует отметить, что определённая часть евреев поддалась греческой ассимиляции. Однако много было и тех, кто до конца остался верным своей религии и народным обычаям.
Преследованные евреи под предводительством священника Маттафия пытались восстать. После его смерти предводителями восстания поочерёдно были его сыновья: Иуда, Ионатан, Симон, а позднее Иоанн – сын Симона. Из всех наиболее прославился Иуда, под предводительством которого повстанцы вернули святыню и наново её освятили. Во времена Ионатана евреи вернули себе власть во всей Иудеи. Еврейские повстанцы восстали, оберегая веру в единого Бога, Божье Право и во все актуальные формы культа. Многие из них в этой борьбе отдали свою жизнь. События того периода достаточно ярко описаны в 1 и 2 Книгах Маккавейских. Победа еврейских повстанцев привела к созданию династии Маккавеев. Однако кровью завоёванная победа не была соответствующе использована. Это время было наполнено разного рода интригами как со стороны власти, так и со стороны священников. Власть некоторых Иудейских царей приводила ко всё большему хаосу в стране. Это всё привело к тому, что в 63 году до Рождества Христова римские войска во главе с Помпеем завоевали Палестину, которая с того времени (более ста лет) будет римской провинцией. Огромное посвящение народа не было правильно использовано. Верх взяла человеческая мелочность, жажда власти, нехватка ответственности за судьбы народа и страны. До этого времени израильтяне были вывозимы в рабство (в Ассирию, Вавилон), теперь же рабство ожидало их в собственной стране. Если смотреть на ситуацию нейтрально, римские времена были достаточно корыстными для евреев, однако они сами так не считали. Их гордость, память о том, что они избраны Богом, не позволили им спокойно относиться к язычникам на их святой земле. Парадоксально, самый «лёгкий» плен, оказался самым тяжёлым.
Однако эти трудные времена принесли и хорошие плоды. Пpодолжалось плодотворное редактирование некоторых библейских книг. Постепенно формировался канон Ветхого Завета. В связи с тем, что израильтяне были разбросаны в целом мире, появилась необходимость перевода Библии на греческий язык. Многие евреи, живя постоянно в чужом обществе, пользуясь греческим языком, постепенно забывали свой родной.
По инициативе евреев, которые составляли диаспору в Александрии, в Египте, в III веке до Рождества Христова начался перевод Библии на греческий язык. Греческая Библия Старого Завета носит название Септуагинта. Это название походит от легенды, которая гласит, что было выбрано 70 переводчиков, которые были вывезены на остров, чтобы там на протяжении 70 дней перевести Библию с иврита на греческий. Септуагинта будет принята христианами с большим успехом. Идя с Евангелием к язычникам, они могли пользоваться текстами Ветхого Завета на понятном для слушателей языке. Поэтому Септуагинта бывает называема «Библией первого Костёла»
Священное Писание вписано в жизнь человека. В человеческом обществе оно создавалось, люди являются его героями и, наконец, направлено на человека, неоднократно давая ему ответы на загадки повседневности. Как в радостных, так и в трудных испытаниях Избранного народа видится ведущая рука любящего Бога. Он присутствовал тогда там, а сегодня присутствует здесь – в жизни каждого человека, каждой общины, всего человечества. Он всё такой же любящий и всемогущий.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)