В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Пророк Илия
В своих размышлениях мы поверхностно прошлись по библейской истории Избранного народа и дошли до границ Нового Завета. Однако, перед тем как войдём в эпоху, которая нам так дорога, следует сделать несколько шагов назад в историю Ветхого Завета. Вернемся к моментам, которые требуют специального внимания по причине их важного значения для истории Спасения. Одним из них является Пророчествo. Поэтому на протяжении нескольких последующих размышлений попробуем проникнуть в мир библейских пророков. Некоторые из них оставили свои обращения в форме книг.
Таких пророческих книг собралось шестнадцать. Были и такие пророки, которые достаточно бурно вписались на страницах Библии, но после себя не оставили никаких книг. К ним относятся Илия и Елисей. Первому из них и посвятим наше сегодняшнее размышление.
А начнем с того, что на какой-то момент задержимся в принципе над Пророчествами в Израиле. Это достаточно значимый феномен в жизни Избранного народа. Часто бывает так, что люди воспринимают пророков как неких волшебников, которые могут предсказать будущее. Однако такой образ пророка является неправильным. Пророки не были гадалками или предсказателями будущего. В Библии пророка часто называют человеком Божьим, а это значит, что он является представителем Бога на земле, Его послом среди людей, притом что его представительство является полным и абсолютным. Пророк принадлежал Богу и Его праву на смерть и жизнь.
В Израиле было множество пророков, существовали целые пророческие школы, но было среди них и большое количество фальшивых пророков, которые не всегда выступали на стороне Бога, зачастую пророчествовали так, чтобы понравиться своим правителям. Настоящих пророков призывал Сам Бог и они, несмотря ни на что, служили Ему.
Человеком, который был безгранично отдан Богу, был Илия из Тишбы, который жил и действовал в IX веке до Рождества Христова в Северном Царстве Израиля. Следует отметить, что после смерти Царя Соломона царство Израиля поддалось схизме и разделилось на два государства – Южное и Северное. Это второе достаточно критично оценивается в Священном Писании. Боговдохновенный автор обвиняет его правителей в расколе и поклонении идолам, которое совершалось на тех территориях. И это правда, т.к. цари Израиля женились на принцессах соседних языческих народов. Их жёны приносили с собой языческие обычаи и религию. И не только цари поддавались влиянию идолопоклоннических культов своих жён, но также и их подданные с лёгкостью переходили к поклонению языческим идолам. В таких временах действовал пророк Илия.
В половине IX века до Р.Х. на протяжении 22 лет господствовал в Израиле царь Ахав, который взял в жёны дочь финикийского правителя Иезавель. Она пришла из языческой среды и принесла с собой религию своей страны. Иезавель была красивой и властной женщиной. Царь Ахав поддался её красоте и влиянию. В его царстве достаточно быстро распространялся культ языческих богов, который был весьма привлекательным в глазах особенно простых людей. Царица всеми своими возможностями способствовала этому распространению (3 Цар 16, 29-33). Казалось, что вера в Единого Бога будет утрачена. Но в момент самой большой угрозы появился пророк Илия.
Илия приходит к царю и требует, чтобы правитель опомнился (3 Цар 18, 18). В то же время пророк требует и от народа, чтобы перестал ходить двумя дорогами. Израильтяне не отошли от Бога полностью, но одновременно поклонялись Богу и языческим идолам. Илия ставит их перед радикальным выбором: или Бог, или языческие божки. Илия – человек смелый и решительный на всё, даже на смерть. Прекрасно знает, чего можно ожидать от разгневанного правителя и его гордой супруги.
Боговдохновенный автор описывает достаточно драматическую сцену конфронтации между верой в единого Бога и языческими верованиями, которая очень хорошо иллюстрирует позицию нашего пророка. Илия приказал созвать всех языческих пророков, которые находятся на содержании царицы Иезавель. Собравшийся народ наблюдал за тем, что происходило. И тогда Илия обратился к ним, чтобы пошли за тем богом, который явно покажет свою силу. Приказал приготовить два жертвенника: один – для Бога, другой – для идолов, которым поклонялись Иезавель и её пророки. На жертвенник положили тельца, но не подложили огня. Илия должен был молиться к своему Богу, чтобы Тот спустил с небес огонь для сожжения жертвы. Так же должны были сделать и языческие пророки, призывая своих богов. Первыми начали пророки Иезавель. Просили и заклинали своих богов более половины дня, но никакого ответа не было. После них Илия вознёс пламенную молитву к своему Богу, который ответил с небес огнём, который сжёг не только дрова и положенную жертву, но и весь жертвенник. Народ в один момент стал на сторону Илии, который приказал схватить всех языческих пророков и уничтожить (3 Цар 18, 20-40). А было их несколько сотен. Правда победила, а пророк Илия накликал на себя огромный гнев царицы Иезавель и вынужден был бежать с её глаз.
Илия убежал в пустыню. Замученный долгим походом и обессиленный ранними переживаниями, он жаждет своей смерти. Однако Бог не позволяет ему этого. Посылает к нему ангела, который даёт ему наставления для его дальнейших действий. Илия какое-то время живёт аскетическим образом, укрываясь в скальных развалинах над Иорданом, но в конце концов приходит день, когда испытывает утешение, которое походит от присутствия Бога. Это происходило на горе Хорив. Там Илия переживает самую великую теофанию – встречу с Богом, который приходит в лёгком веянии ветра. Ранее Бог продемонстрировал свою силу, посылая шторм, землетрясение и огонь, но Сам Бог не был в этих явлениях. Бог пришёл к верному ему пророку в тихом ветре. Бог объявляет Илие новое задание, которое нужно выполнить (3 Цар 19, 11-15).
Илия представлен как человек безгранично верный Богу. Достаточно сложно поразмыслить над всеми эпизодами из жизни Илии, которые представлены в Библии, но особенного внимания заслуживает уход пророка из этого мира. Но перед тем как это произошло, Илия, по воле Бога, помазал своего преемника. Стал им Елисей. На глазах своего ученика и преемника на небе появилась огненная колесница с огненными лошадями, которая и забрала Илию, вознося его на небо (4 Цар 2, 9-13). Людей, которые верно служат Богу в своей жизни, в момент смерти Бог забирает к Себе. Илия отошёл к Богу сверхъестественным образом, поэтому израильтяне верили, что Илия так же придёт на землю, как с неё и ушёл, предшествуя Мессии. Иисус сказал об Иоанне Предтече, что он является тем, который выполнит миссию Илии (Mф 17, 10-13).
Библейский мудрец Сирах выразился об Илие следующим образом: «И восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник» (Сир 48, 1). Эти слова очень точно характеризуют нашего пророка. Был ярым поклонником Бога, Его слугою и посланником. Защищал Божьи дела, понося всякие, даже самые страшные последствия своей стойкости. Встретился в своей жизни с преследованием, голодом, одиночеством, непониманием, унижением. Никогда, даже в самых трудных моментах, не терял веру.
За свою верность и посвящение получил своё самое высшее вознаграждение от Бога, которому так преданно служил. Его позиция остаётся постоянным свидетельством и примером для подражания во все времена.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)