Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

 

Канон Книг Нового Завета

 

 

 

 Все части Библии были созданы благодаря Божьему деянию. Постоянно приходим к выводу, что как Ветхий, так и Новый Завет являются  для  нас Словом того же Самого Бога, которое по Его же воле было записано и передано человечеству. Это подтверждает Костёл своими высказываниями, которые  уже  неоднократно были приведены в наших размышлениях. Однако нельзя замалчивать  то, что для нас Новый Завет значительно ближе, мы его лучше знаем и больше любим, чем Ветхий. И это абсолютно нормально. Ведь эта часть Священного Писания повествует нам о нашем Господе Иисусе Христе, о Его жизни и учении, о Костёле, который Он же основал и к которому мы принадлежим. Всё эти факты никак не уменьшают  значимости Ветхого Завета, который, как мы знаем, приготовил время для Иисуса и  Костёла. Просто так уж есть, что к чему-то душа больше лежит, а к чему-то меньше… После  предыдущего размышления и  представления главной информации на  тему  сбора Книг Ветхого Завета сейчас попробуем  заняться  каноном Нового Завета. Кажется, что особенно интересным будет история его создания.
 Новый  Завет включает в себя двадцать сем книг: четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния Апостолов, 13 Посланий  святого Павла, Послание  к Евреям, Послание  Иакова, Первое и Второе Послания святого Петра, 3 Послания святого Иоанна, Послание  Иуды и Откровение Иоанна Богослова. Как это  имело место в Ветхом Завете, так и в Новом, весь канон делится на книги прото- и  второканонические. К первым относятся те книги, которые с самого начала, без никаких сомнений были принимаемы за книги боговдохновенные. К группе второканонических относятся книги, в боговдохновенности которых первоначально Костёл сомневался, но  по прошествии  времени конкретно признал, что они тоже были созданы под  воздействием Святого Духа. К ним относятся: Послание к Евреям, Послание Иакова, Второе Послание святого Петра, Второе  и Третье  Послание святого Иоанна, Послание    Иуды и Откровение Иоанна Богослова. И они являются такими же важными и святыми, как те первые. Как уже было упомянуто в предыдущих размышлениях, канон Нового Завета в составе 27 книг принимают все христианские конфессии.
 К нашему удивлению, оказывается, нет непосредственных высказываний первого Костёла – Костёла апостольских времён на тему интересующего нас канона, нет никаких официальных документов, которые свидетельствовали бы о существовании такого сборника в первом веке после Христа. Однако можем быть полностью  уверены, что  эти книги были старательно хранимы разными христианскими общинами  как послания апостолов, тем  более, что  большая часть этих посланий была направлена к  конкретным  костёльным общинам. Общины сначала тщательно хранили эти письма, которые были им адресованы, а позже расширяли этот сборник письмами с  других  христианских общин, которые ими  также принимались за святые.
 Непосредственно после апостольского периода наступили времена Отцов Костёла, т. е. эпоха  патристики. Этот период в деяниях Костёла, а также в формировании  канона  Книг Нового Завета заслуживает особого  внимания. Отцы  Костёла, кроме  того, что некоторые из них были непосредственными учениками апостолов Иисуса и жили во времена, близкие к началу создания Костёла, были к тому  же проникнуты жаждой передачи  апостольского  учения, причём с невероятным совершенством и верностью. Уже в первые десятилетия христианской  эры, несмотря на то, что нет официального списка Книг Нового Завета, встречаем большое количество цитат Нового Завета в трудах наиболее известных Отцов Костёла. В то же время  не встречаем у них   никаких свидетельств, которые бы возражали каноничности какой-либо из Книг Нового Завета.
Первым свидетельством сомнения в этом вопросе является так  называемый Канон Муратория, частный список святых Книг,  датируемый 180 годом из Рима. Этот документ называется по Людовику Антонио Мураторию, библиотекарю из Милана, который открыл его и опубликовал в 1740 году. И в этот список не входят книги: Послание к Евреям, Первое и Второе Послания  святого Петра, Послание  святого  Иакова  и Третье Послание святого Иоанна. Однако Канон Муратория  вовсе  не противоречит  каноничности этих книг, так как костёльные  документы того периода все эти послания принимают за святые  и боговдохновенные. Вышеупомянутый  документ,  который до конца не является авторитативным  по природе  своей частности, может всего лишь свидетельствовать о том, что в конце второго века появились сомнения относительно боговдохновенности  некоторых книг.
 Существовало  несколько причин именно такого следования событий. Прежде всего это был «золотой век» апокрифов, т. е. разного  рода недостоверных писем, которые, в свою очередь, претендовали на роль святых. Количество таких писем в то время умножалось в невероятном  темпе. В связи с этим Костёл принимает  позицию особенной осторожности и с огромным трепетом старается распознавать достоверность писем, которые должны были стать моральной нормой для верующих. Кроме того, в те времена ещё не было официального утверждения Костёла в этих делах, потому что это было время формирования христианской доктрины, а вместе с ней и канона. Нельзя также забывать о том, что три первые века христианства – время больших преследований, которые никак не способствовали сосредоточению над этими вопросами. Появление первых ересей (а после все большего их количества) также оказывало влияние на такое развитие событий, мотивирующих  Костёл к принятию осторожной позиции. И, наконец, следует вспомнить  и  о коммуникативных трудностях, присутствовавших в той эпохе. Определенная книга, которая была принимаема в  одной  локальной  общине, в другой могла быть вообще неизвестной.
 В IV веке, на основании Миланского  эдикта (313 г.), христианство получает статус государственной религии в Римской империи. Данная ситуация позволяет   пристально заняться  вопросами  христианской  доктрины. Свобода и развитие христианства оказывают своё влияние на формирование канона  святых  книг. Вероятнее всего во второй половине IV века Римский Костёл уже имел установленный канон Нового Завета. Исчезают сомнения – и в Костёле по этому вопросу  царит моральное единомыслие. Однако официального документа по этому вопросу ещё нужно  было подождать  до 1442 года, когда Флорентийский Собор огласил список всех Книг, которые  принадлежат к канону Ветхого и Нового Заветов. В свете протестантской реформы, в 1546 г. Тридентский Собор утвердил позицию, принятую ранее во Флоренции. По этой же дороге  пошёл и Второй Ватиканский  Собор  в догматической конституции о Богоявлении  Dei Verbum (с 1965 года).  
 Представленный очерк формирования списка Книг Нового Завета убеждает нас в том, с каким важным  моментом имеем дело и насколько богата правда, которую мы пробуем понять. Также видим огромную ответственность Костёла первых веков, который осуществил колоссальный труд, чтобы из огромного количества духовной литературы, которая тогда появлялась в мире, выбрать  именно ту, которая по Божьей воле должна была составлять дальнейшую часть списываемого Объявления, вербализируемую историю  Спасения. И это – одна из  главных причин, по которым  Книга, которую почитаем как Священное Писание Нового Завета, заслуживает  наибольшей чести и уважения.

 

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий