В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Великий мир библейских пророков
Говорят, трудно быть пророком, потому что пророков побивают камнями. И это так, мир всегда был отзывчив на правду, но только в том понимании, что мало кто из людей любит слушать правду относительно самого себя, и особенно тогда, когда эта правда ему невыгодна. Такую правду, порой трудную и болезненную, распространяли в Израиле призванные для этого люди, которых называли пророками. И с этой точки зрения к явлению пророчеств в библейском Израиле интересно присмотреться внимательнее, обратив свои взоры к нескольким пророкам.
Издавна считалось, что пророчество в Израиле является значимым феноменом в жизни Избранного народа. Пророки не были гадалками или ясновидящими предсказателями будущего, как часто их называли. В Библии пророк – это представитель Бога на земле, он является Его амбассадором среди людей. Пророк полностью предан Богу и Его делам, если понадобится – вплоть до смерти, передавая Его волю при помощи слов или действий. Иногда словам сопутствовали символические состояния, например, оригинальный стиль жизни пророка. В Израиле существовали целые пророческие школы, было большое число пророков, но встречались среди них и фальшивые пророки, которые жили в королевском дворце и пророчествовали так, чтобы понравиться своим властелинам; изменяя волю Бога, потакали интересам монарха, с чего имели определённую прибыль.
Настоящие пророки были призваны Богом и преданно Ему служили. Истинность их проповедания всегда имела подтверждение у Бога. По сути, пророки не пользовались письмом. Их речи были записаны впоследствии их учениками или слушателями. Иногда, от момента проповедания слова до его написания, уходило много лет.
В христианском каноне шестнадцать пророческих книг: четыре из них носят название «Великих пророков», а остальные двенадцать называются «Малыми пророками». Эти названия не имеют ничего общего со значимостью данных авторов, а скорее относятся к объему их текста.
Пророки Ветхого Завета имели полную уверенность в призвании их Богом для проповедания Божьего Слова. Призвание было важным и решающим моментом в их жизни. Оно имело обязующий характер, под угрозой попасть в немилость Богу. С момента призвания пророк был абсолютно послушен Богу, твёрдо веря в смысл и ценность вверенной ему миссии, несмотря на то, что Бог не скрывал трудностей, связанных с доверенными им заданиями. Призвание было опытом личной, необычной встречи с Богом. Призвание Всевышнего было порой таким сильным, что пророки говорили о совершённом над ними как бы насилии. Среди призванных выступают различные характерологические типы. Есть сильные характеры, как Исайя, характеры со страхом, как Иеремия, упрямые, как Иона или податливые, как Амос и Осия. Никто из призванных не имел качеств, приобретенных благодаря собственному усилию, которые давали бы право претендовать на звание быть пророком. Это Бог выбирает и формирует своих пророков уже с момента их зачатия (Иер 1, 5). Все пророки переживали сущность призвания, которой никто не мог их лишить.
Пророческая литература располагает необычным и богатым материалом, но в рамках нашего размышления просто невозможно проанализировать всё его содержание. Этому направлению посвящены целые библиотеки. Мы попробуем прикоснуться лишь к некоторым ярким личностям и главным темам их учения.
Самым древним написанным свидетельством пророческого предсказания является Книга Амоса, который особенным способом учитывает социальные отношения в Израиле в VIII веке до Рождества Христова. Сам Амос был из города Текао, расположенного в пятнадцати километрах к югу от Иерусалима. Однако проповедовал в северном государстве Израиля. Был скромным пастухом и фермером, поэтому ему были достаточно хорошо известны реалии жизни людей простых и бедных. Амос видит жадность, эгоизм и несправедливость богатых мира сего, которые были причиной боли и страдания бедных и слабых. В защиту обиженных Амос восстаёт во Имя Бога, поэтому иногда он встречается как пророк социальной справедливости.
Среди великих личностей Ветхого Завета особое место занимает пророк Исайя. Исайю иногда называют князем пророков, или евангелистом Ветхого Завета, так как он больше всех ветхозаветных авторов говорил на тему Спасителя, Которого все ожидали. Его слова чаще всего цитируются в Евангелиях. Сам Исайя принадлежал к высшему обществу и в раннем возрасте был призван стать пророком. О его аристократическом происхождении свидетельствует красивая, полная убедительности и экспрессии речь. Скорее всего, он жил в царском дворе, поэтому хорошо знал складывающиеся там отношения. Достаточно остро критиковал атмосферу избытка и аморальных поступков на царском дворе. Книга, состоящая из шестидесяти шести разделов, является достаточно сложным творением, которое создавалось на протяжении нескольких веков.
Сегодня принимается тот факт, что от пророка Исайи с VIII века до Рождества Христова походят только первые тридцать девять разделов. Разделы, начиная с сорокового и до пятьдесят пятого, – сформировались во время вавилонского плена, а последние – после возвращения из плена. Исайя оставил после себя нечто похожее на теологическую школу. Его ученики и их последователи продолжали пророческую деятельность своего наставника до того момента, пока не нашёлся редактор, который все эти письма собрал в одну книгу под названием Книга Пророка Исайи.
Следующим, достойным внимания пророком является пророк Иеремия. Жил непосредственно перед вавилонским нашествием и во время депортации израильтян в Вавилон. Это были достаточно трудные времена для израильтян, в которых Иеремия активно и не без трудностей пытался спасать свой народ от трагедии, но был отброшен людьми, имеющими власть. Иеремию посадили в тюрьму и приговорили к смерти. Только чудом удалось ему спастись. После депортации израильтян в Вавилон был силой уведён беженцами, направляющимися в Египет. Иеремия был человеком драматичным, внутренне противоречивым, а его проповеди полны боли и внутренней дилеммы. Он как будто вспоминает личный дневник внутренней драмы.
Ещё один пророк, которому посвятим пару слов, – это пророк Иезекииль, пророк эпохи вавилонского изгнания. Иезекииль воспринимает это травматологическое событие как необходимость, которая принесёт благословенные плоды. И, как оказалось, действительно, время вавилонского плена было одним из самых творческих этапов в истории Израиля. Сам Иезекииль был священником, причём личностью достаточно сложенной: философ, догматик, моралист и мистик в одном лице. Некоторые называют его одним словом: чудак. Однако он выступает как непоколебимый моралист и живой монолит Божьей воли.
Четыре пророческие личности, которым мы посвятили всего лишь несколько слов, показывают, каким же богатым и сложно устроенным был мир библейских пророков. Избранные пророки являются свидетелями того, каким оригинальным и непредвиденным является Бог. Быть призванным может быть каждый. Самое главное, чтобы на это призвание ответить всей своей жизнью. Все мы, принявшие крещение, носим в себе призвание к пророческой миссии. И, всматриваясь в яркие личности библейских пророков, понимаем, к чему обязывает нас это призвание.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)