Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

Мудрость в Библии

 

 

Священное Писание является книгой жизни. Хотя и говорили мы об этом уже много раз, но снова вернуться к сказанному не будет лишним никогда,  как и невозможно «переборщить» с чтением этой книги. Каждый раз, когда погружаемся в святой текст, восхищаемся мудростью и универсальностью  его содержания. Само по себе Священное Писание является бездонным источником мудрости, несмотря на то, что определённая часть книг носит название Книг Мудрости.

Направление мудрости в Израиле берёт своё начало от царя Соломона. Как уже знаем, этот правитель был известен своей мудростью, дарованной ему Богом: И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока ( 3 Цар 4, 29-30). Традиция приписывает Соломону авторство всех книг, которые в Библии называются Книгами Мудрости, но в реальности дело обстоит несколько иначе. Конечно, царь дал начало этому направлению своими разными мудрыми предложениями или утверждениями, которые запомнились и передавались из поколения в поколение. В какой-то момент эти мысли были записаны. Вдохновленные примером мудрого царя, в более поздние века находились люди, которые, погружаясь в мудрость Соломона, дополняли ее своими размышлениями. Таким образом создавался сборник мудрости, который позднее сформировался в несколько книг. Последняя редакция этого сборника была в поздние века  Ветхого Завета, уже после возвращения Израиля из вавилонского плена.

К группе библейских Книг Мудрости можно отнести несколько книг. Первой из них в порядке редакции является книга Иова. Книга повествует о человеке справедливом перед Богом, который в своей жизни ведёт борьбу с незаслуженным страданием. Произведение учит, что страдания человека являются тайной, которую следует переживать в кротости и униженности перед Божьей волей.

Затем идет Псалтирь. Традиционно авторство этой книги приписывается Давиду, но только некоторые псальмы принадлежат этому правителю, а все остальные появлялись позднее на протяжении веков. Псалтирь является самым лучшим молитвенником. Молится им Костёл в так называемой Литургии Часов.

Следующая в очереди находится книга Притчей. Следует отметить, что эта книга является самым классическим произведением в группе Книг Мудрости. Она содержит в себе всё богатство мудрых  утверждений, которые относятся ко многим сферам жизни.  Эта книга является своего рода путеводителем для приобретения мудрости, дисциплины, знаний, а также формирует и моральный  аспект.

На следующей позиции находится Книга Когелета, называемая также книгой Экклесиаста. Её автором является мудрец, который предал сердцу своему, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом (Еккл 1, 13). Ключевым словом в этой книге является еврейский термин hebel, который обычно переводится как суета, но также может иметь значение: пар, хрупкость, летучесть, нестабильность и даже абсурд. Когелет гласит о хрупкости и мимолётности человеческой жизни.

Далее имеем необычную по своему содержанию книгу Песнь Песней. Эта книга одних восхищает своей литературной гениальностью, других – разочаровывает своим эротическим содержанием. Произведение рассказывает о человеческой любви женщины и мужчины, пламенной любви, полной восхищения  красотой любимого человека. Несмотря на то, что данная книга ни разу не упоминает имени Бога, израильский народ, помнящий происхождение человеческой любви от Бога и руководствующийся божественным вдохновением, включил её в канон библейских книг.

Предпоследней книгой в этом перечне является книга Премудрости Соломона, самая «младшая» книга Ветхого Завета. Существует версия, что она могла появиться уже во времена Нового Завета. Книга достаточно богата теологическим  содержанием и по многим аспектам очень близка к учению Нового Завета, особенно если  говорить  о жизни после смерти. Ни в одну  из ветхозаветных книг не просочилась тема о загробной жизни ярче и точнее, чем раскрыл ее автор книги Премудрости.

И, наконец, последняя книга, имеющая отношение к рассматриваемой группе книг, это книга Мудрости Сираха. Автор ее – мудрец, учитель Завета, теолог и наставник в одном лице – призывает всех, чтобы именно в Божьем Праве искали настоящую мудрость. Следует знать, что одна часть той литературы, которая нас интересует, была создана на еврейском языке, другая – на греческом. Книги, написанные на греческом, не были приняты евреями и не вошли в состав Еврейской Библии, а также в протестантские издания Священного Писания. Это касается Книг Премудрости Соломона и Сираха. Костёл  же изначально признал эти книги боговдохновенными,  и они нашли своё место в каждой Библии католического издания.

Слово мудрость имеет достаточно широкое значение и может относиться как к мудрости Бога, так и к мудрости человека. Может означать знание (как благородное качество человека), его духовность, но также и его умения. Мудрость рождалась от стремления человека к познанию мира и упорядочению полученных о нём знаний. Библейские мудрецы обращаются к конкретному человеку, размышляют над личными человеческими проблемами, приглашая каждого к мудрому и честному выбору поступка. Важной чертой библейской мудрости является действие. Она практическая, а не теоретическая. Цель мудреца – это всегда действие. Мудрости  могут достичь только те, кто настойчиво, сознательно и правильно её ищет. Так как мудрость является даром Бога, нужно постоянно молиться о ней. Прекрасным примером этому действию является Соломон. Само умение молиться является знаком мудрости.

Библейская мудрость достаточно тесно связана с жизнью, с наиболее  прозаическими ситуациями в повседневности, оттуда берёт начало и этому служит. Библейский мудрец ассоциируется с личностью в преклонном возрасте, который прожил много лет жизни, много видел и много познал, и теперь может поделиться своим опытом с другими. Поэтому библейские авторы с трепетом относятся к «седине» человека. Конечно, не всех людей преклонного возраста можно отнести к мудрым. Мудрецами были только те, кто правильно, по-Божьему прожили свою жизнь, смогли её правильно оценить и сделать правильный вывод из полученного опыта.

Говоря о библейской мудрости, нельзя путать её с интеллигентностью или находчивостью. Мудрость – это гораздо более широкое  и  значимое понятие. Интеллигентность  и жизненная находчивость могут быть только составляющими мудрости. Также и человек,  владеющий знаниями, не обязательно будет мудрым. Конечно, знания могут быть важны для мудрости и могут вести к мудрости, зачастую именно так и происходит. Но это только дорога к цели. Однако  эрудиция может быть «запряжена» и в машину зла, что, к сожалению, нередко  случается.

Мудрость в библейской литературе является очень красивой и глубокой, но не «лежит на поверхности»  при чтении. Невозможно читать эти книги на одном дыхании – они требуют  спокойного, терпеливого,  медитационного  чтения. Одних читателей это привлекает, других – отталкивает. Современному человеку не так просто  дружить с такого типа книгами, но парадоксом является то, что именно в такой литературе он нуждается. Написанные много столетий назад книги ничего не потеряли в своей актуальности и в наши дни. Сегодня, в абсолютно другом историко-социальном контексте, имеют ту же непревзойденную силу.

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий