В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Указующий перст Бога
Несмотря на то, что наше путешествие по страницам Ветхого Завета носит поверхностный характер, однако есть ещё фрагменты, которые требуют внимания и некоторого пояснения. После пророческой литературы и Книг Мудрости пришло время обратиться к тем книгам Ветхого Завета, которые обычно называют историко-дидактической литературой. К их числу относят Книги Товита, Иудифи и Есфири. Это достаточно короткие произведения, нечто наподобие новеллы, но содержащие в себе не просто ценные – универсальные жизненные советы.
Первое из названных произведений – это Книга Товита, которая первоначально была написана на греческом языке. Именно поэтому еврейский народ не внёс её в канон книг Ветхого Завета. По убеждению евреев, только еврейский язык достоин того, чтобы быть использованным для записывания Божьего Слова. Христиане с самого начала приняли Книгу Товита за боговдохновенную, и поэтому она нашла своё место в католическом издании Священного Писания.
В сравнении с другими библейскими книгами Книга Товита не очень большая. Содержание короткое, но богатое художественными приемами повествования. Книга представляет рассказ о жизни отца Товия и его сына с таким же именем, которые жили в Ниневии – столице Ассирии, вывезенные после нашествия Ассирии на Израиль. Старый Товий был человеком образцовой веры и безупречной нравственной позиции, что порой было причиной его страданий и непонимания даже со стороны самых близких. Случилось так, что Товий потерял зрение. Ожидая скорой смерти, Товий-старший высылает сына к своему родственнику Гаваилу в Рагах Мидийских, у которого когда-то оставил на сохранение большую сумму денег. Молодому Товию предстояло забрать деньги, которые должны были помочь ему устроить свою жизнь.
Дорога была длинной и опасной. Поэтому Товий выходит в сопровождении опытного гида, который, как стало известно позже, оказался ангелом Рафаилом, посланным Богом. Этого Товий не знал практически до конца своего путешествия. Товий и Рафаил счастливо дошли до цели, по дороге приобретая лекарство от слепоты для Товия-старшего.
Оказалось, что у Рагуила, к которому пришли, была дочь Сарра, очень красивая и набожная девушка. В богатом переплёте событий Товий взял в жёны Сарру и, наделённые богатством, они вместе отправляются в обратную дорогу до Ниневии. Позже происходит счастливая встреча с родителями. Принесённое лекарство возвращает Товию-старшему зрение. Книга заканчивается молитвой прославления Бога Товием.
Книга Товита показывает примерные семейные отношения, подчёркивает чистоту супружеских обычаев и совместную молитву супругов. Учит любви и уважению детей по отношению к родителям. Обращает внимание на благодать и заботу Бога о тех, кто в каждой ситуации остаётся верным Ему. Книга также подводит к мысли об ангеле-хранителе, который оберегает человека. Но прежде всего указывает читателю на то, что последнее слово всегда принадлежит Богу, который является верным и милостивым по отношению к тем, кто Ему служит и живёт, согласно Его заповедям.
Следующей в группе интересующих нас книг Библии является Книга Иудифи, которая также первоначально была написана на греческом и по этой причине также не нашла места в еврейском каноне библейских книг, но с самого начала находится в списке книг католического канона. Представленные в ней события не следует полностью относить к историческим. Эта книга о жизни Израиля является в некоторой степени вымышленным рассказом, имевшим, однако, целью ориентировать читателя духовно, показывать ему примеры для подражания. Чтение Книги Иудифи требует определённого наставления, так как представленные в ней фрагменты могут казаться даже аморальными, особенно когда смотрим на них с точки зрения христианской этики. Нужно помнить о том, что в те времена люди находились на абсолютно ином уровне моральности нежели мы теперь. Бог постепенно подводил их к правильному пониманию и отношению к миру, жизни и ближнему.
Из жестоких военных реалий всплывают личности, достойные размышления и подражания. Мы видим их в контексте победоносных походов царя Навуходоносора. Его войска завоевали огромные территории и направлялись в сторону Иудеи. Дорогу в Иерусалим охраняет город Ветилуя. Перед лицом многократного превосходства вражеской армии изнемождённые жители Ветилуи решают сдаться. И тогда набожная вдова Иудифь, женщина необычной красоты, идёт в лагерь противника, где обретает благосклонность вождя Олоферна, известного своей жестокостью. После великого пира, ночью, отрезает голову пьяному Олоферну и тайно возвращается в Ветилую. После такой позорной смерти вождя его армию охватывает паника, и она разбегается, а евреи обретают огромную добычу. Наконец, Иудифь воспевает Богу песнь благодарения за победу, эхо которой слышим в гимне Марии Magnificat. Книга Иудифи учит нас любви к своей родине и к тому, чтобы быть готовым посвятить себя важным делам на благо своей страны. Она также учит доверять Богу и быть благодарным за все Его милости.
Третьим произведением из историко-дидактической группы библейской литературы является Книга Есфири. Она есть в двух версиях: в еврейской и в греческой, более широкой. Мы пользуемся этой второй. Действие происходит в городе Сузы, во времена правления персидского. Среди евреев, живших там в диаспоре, была молодая, красивая девушка Есфирь, сирота, которую опекал её дядя Мардохей. Однажды царица Астинь впала в немилость короля и была отстранена, а её место заняла Есфирь. В это время у Мардохея был личный враг в лице Амана, царского советника, который из-за зависти хотел уничтожить не только Мардохея, но и всех евреев, которые пребывали на землях, принадлежащих персидскому царю, на что получил декрет от самого правителя. В момент опасности Есфирь пламенно молится Богу, прося Его о помощи. Далее, по настоянию своего опекуна, без разрешения идёт к царю, подвергая свою жизнь опасности, чтобы просить за свой народ. Царь выслушивает просьбу Есфирь и благодаря этому евреи остались в живых, а завистливый Аман был казнён. Книга подчёркивает любовь к своему народу, готовность личного самопожертвования, ценность молитвы и силу Божьего Провидения.
Произведения, над содержанием которых мы с вами размышляем, поднимают важные жизненные и теологические темы достаточно нетипичным способом. Автор использует литературный вымысел, одновременно вводя в повествование значимые личности и события из истории Избранного народа. Делает так для того, чтобы последующим поколениям представить примеры для подражания. Однако, несмотря на то, что содержание историко-дидактической литературы богато примерами отношений человека с Богом, она не является сильно набожной, не отвергает аморальные действия как приемлемые средства на дороге к цели. Поэтому не следует глубоко проникаться этими моментами. Здесь важно иное: под оболочкой слоя жестокости укрываются главные теологические послания этого рассказа: Бог опекает свой народ, тех, кто Ему верен до конца, и не позволит им умереть. Его указующий перст призывает нужных людей и посылает их для спасения человечества. Эти призванные, предаваясь Богу и возложенной на них миссии в полной мере, приносят победу в самых безнадёжных ситуациях. Именно в таком контексте эта литература является универсальным и неоспоримым руководством на дороге веры. Она также и в наше время не потеряла свою актуальность и может многому научить наших современников.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)