Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

К полноте времени

 

 

Наше паломничество по тропам истории спасения, изложенной в Ветхом Завете, подходит к своему завершению, но не в том значении, что исчерпался материал и больше ничего невозможно найти на страницах Библии до времён рождения Иисуса Христа. Наши размышления – это всего лишь осторожное прикосновение к тому, что является бездонным и неисчерпаемым. Встречи с самыми важными библейскими историями должны были обратить наш взор на величие Бога в Его делах и заинтересовать нас в более глубоком прочтении Священного Писания. Была ли достигнута эта цель? На этот вопрос каждый из читателей должен ответить себе сам. Иным образом это невозможно проверить. Мы не прощаемся на этом, и я приглашаю к дальнейшему совместному познаванию Священного Писания.

   Оставляем страницы Ветхого Завета, чтобы войти во времена и события, связанные с приходом в мир Спасителя, Иисуса Христа, объявление и деятельность Которого были предвещаны и приготовлены ветхозаветными событиями и пророчествами. Поэтому не прощаемся с этой частью Библии полностью, которую на протяжении многих месяцев познавали. Новый Завет достаточно крепко связан с Ветхим Заветом, поэтому неоднократно будем ссылаться на пророчества, личности и события из первой части Библии. Надеемся, что чтение Нового Завета будет также, а может и ещё более захватывающим, поскольку речь будет идти о встрече с нашим Господом Иисусом Христом, с Его Евангелием, с началом христианства и Церкви, которые так близки нам, в которых принимаем участие и которые создаем своим отношением к жизни.

Наше познание Нового Завета начнём с размышлений над содержанием Евангелия. Однако  сначала посмотрим на Евангелие немного «снаружи» –  в каких условиях создавалось, кто является его автором, кто адресатом, какой является главная мысль каждого из них. Это и будет целью нашего актуального размышления. В следующий раз обратим внимание и на эпоху, в которую входим, остановимся на исторических личностях, которые являются важными в евангельских событиях, присмотримся к религиозной, социальной и политической ситуации, к географической стороне и другим факторам, которые являются немаловажными в контексте событий и учения, записанных в Евангелии. Без этих знаний, хотя бы поверхностных и графических, трудно понять события из жизни Иисуса и условия, в которых зарождалась Церковь.

Сначала вспомним о том, что уже частично упоминалось при размышлениях на тему создания Священного Писания. Есть четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В такой последовательности они находятся в Новом Завете, но многие библеисты считают, что последовательность появления этих книг была несколько иная, и хронологическое первенство отдают Евангелию от Святого Марка, определяя его создание в шестидесятых годах первого века, а может и раньше. Его автор, Марк, не был апостолом Иисуса, но неоднократно был упомянут в Новом Завете. Был сотрудником: сначала – Святого Павла, затем – Петра и скорее всего – снова Павла. Будучи при Святом Петре, когда тот огласил Евангелие в Риме, исполнял роль секретаря и переводчика апостола. После мученической смерти Петра получил прошение римских христиан о написании того, о чем провозглашал Пётр. Таким образом появилось Евангелие, самое короткое из всех, главной целью которого было указать то, что Иисус из Назарета есть Сын Бога.

Евангелие от Марка ничего не говорит о рождении Иисуса, также содержит в себе малое количество проповедей Иисуса, но зато большое ударение ставит на чудотворную деятельность Иисуса, чтобы именно таким способом указать то, что Он не был обычным человеком, но посланным в мир Сыном Божьим.

Следующее Евангелие походит от Святого Матфея, апостола Иисуса, который ещё до призвания был сборщиком налогов. Его Евангелие, как и труд Луки, описывает события с периода младенчества Иисуса и до Его встречи с учениками после воскресения. Раннехристианская традиция передала, что Матфей первоначально написал Евангелие для евреев, которые обратились в христианство. Поэтому оно содержит в себе много цитат из Ветхого Завета и очень много места отводит еврейским религиозным лидерам. Матфей желает показать, что Иисус есть Мессия, на котором исполнилось предсказание пророков, которого столько веков ожидал еврейский народ, и именно к ним Он был послан в первую очередь. Также евангелист показывает, что еврейские предводители, а с ними и часть народа, отбросили Иисуса, из-за чего потеряли привилегию первенства. По этой причине Евангелие оглашается язычникам, открытым на Добрую Весть. Евангелие от Матфея имеет больше всего разделов в сравнении с остальными, но по объёму не является самым большим. Труд Матфея достаточно хорошо скомпанован, опирается на пять великих высказываний Иисуса. Многие говорят о том, что появился он в семидесятых годах, но много и тех, кто утверждает и о более раннем его появлении.

Если говорить о Евангелии Святого Луки, третьем по очереди, то оно могло появиться примерно в то же время что и Евангелие от Матфея или ранее. Лука не был апостолом Иисуса, но обращённым в христианство сотрудником Павла в его миссионерской деятельности. Восхищённый развитием христианства среди языческих народов, написал им Евангелие, описывая жизнь Иисуса с момента благовещения Его рождения и до самого вознесения на небо. Лука также является автором Деяний Апостолов. Евангелие от Луки лучше других оформлено с литературной точки зрения и включает в себя много красивых теологических тем, таких как ценность молитвы, величие Божьего милосердия, достоинство женщины, правильный подход к материальным вещам. Вмещает в себя самые красивые притчи Иисуса и Его наиболее известные встречи с людьми. Это Евангелие – самое большое по объему, хотя и состоит из меньшего количества разделов в сравнении с Евангелием от Матфея. Многие считают его «самым лучшим Евангелием», и не согласиться с ними невозможно.

И, наконец, Евангелие от Святого Иоанна было написано апостолом Иоанном в девяностых годах первого столетия. Это Евангелие значительно отличается от всех предыдущих и скорее всего потому, что Иоанн знал труды своих предшественников и не хотел в очередной раз повторять содержание. Наблюдая за многолетним развитием Церкви, он решил углубить известные и практикуемые христианские моменты. Поэтому Иоанн достаточно часто акцентирует внимание на Божьем Сыновстве  Иисуса и Его единстве с Отцом, а также призывает к единству и любви между последователями Христа.

Четвёртое Евангелие имеет богатый символический язык и несколько уровней интерпретации текста. Вмещает в себя множество высказываний Иисуса и Его молитв к Oтцу на небесах. Многие считают его красивым и глубоким, хотя и не простым для понимания.

Вся выше представленная информация является самой минимальной в обсуждаемом вопросе. На тему каждого из Евангелий можно сказать значительно больше, однако нашей целью не являются академические исследования в области библейских наук, а встреча с Божьим Словом. К этим вопросам всегда можно вернуться, пользуясь доступными на эту тему научными докладами. Размышляя над текстом Евангелия, будем питаться знаниями из области, которая в настоящее время нами затронута, и для начала этого будет достаточно, чтобы читать и размышлять над Божьим Словом, изложенным  на страницах Евангелия.

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий