В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Палестина во времена Иисуса
Социально-политическая ситуация
Каждое происходящее событие имеет свой социальный, культурный и политический контекст. Это касается и самых святых дел, потому что они имеют место в этом мире. Разумеется, это также касается Иисуса – Сына Божиего, потому что пришёл в этот мир и стал человеком, а значит – функционировал в данном обществе и в конкретной исторической и политической ситуации. С ней нужно ознакомиться, чтобы лучше понять, в какой среде жил и учил Иисус, в каких обстоятельствах зарождалась и развивалась Церковь.
Во времена, когда на земле жил Иисус Христос, Палестина, как и большинство древнего мира, находилась под римским господством. В 63 году до Р.Х. римские легионы под предводительством Помпея вторглись в Иудею, и с того времени началась римская оккупация. Это было очень тяжёлое время в жизни евреев, и не смирились они с тем, что ноги язычников ходят по земле, которую они получили от Бога как Святую Землю. Никогда не акцептировали того, что, будучи Избранным народом, должны были поклоняться язычникам. Именно поэтому периодически вспыхивали восстания и беспорядки, подавляемые римлянами, что в итоге привело к жестокой иудейско-римской войне (66 – 70 после Р.Х.), которая положила конец столице и святыне, сравняв её с землёй, а евреям, окровавленным войной, долгое время было запрещено показываться на месте Иерусалима.
До момента рождества Иисуса мирская власть в Палестине была в руках Ирода, называемого Великим. Несмотря на то, что он был коронованным царём, однако полностью был зависим от Рима. Этот царь, великий политик, строитель, а также жестокий тиран в одном лице, перед своей смертью разделил палестинское царство между тремя своими сыновьями, которые не носили царских корон. Говоря в общем, Иудея и Иерусалим достались старшему сыну Археолесу, Самария и Галилея отошли Ироду, званому Антипосом. Этот правитель был пустым и морально испорченным, постоянно стремился завоевать царскую власть, что в итоге привело его к изгнанию. Земли, расположенные ближе к северу, получил Филипп. Этот последний не сыграл никакой роли в жизни Иисуса. Ирод Антипас несколько раз встречается на страницах Евангелия, играя важную роль в жизни как Иоанна Предтечи, так и Иисуса. Об Археолесе знаем только то, что был очень жестоким правителем, и это оказало влияние на поселение Святого Семейства в Галилее, в городе Назарете. В итоге его жестокость и стала причиной снятия его с престола. Римский цезарь отправил его в изгнание. И с того времени Иудея стала римской провинцией, которой управляли римские правители, называемые прокураторами.
Период римских прокураторов продолжался до 70 года после Р. Х. За это время власть имело десять наместников, среди которых наиболее известным истории остался Пилат из Понта, который управлял Иудеей с 26 по 36 год после Р.Х. Если говорить в общих чертах, то римские управляющие оставили после себя плохой след в истории Иудеи. Они были жестоки, коррумпированы и, прежде всего, ненавидели тех, кем управляли. Объективно говоря, власть, принадлежащая наместнику в Иудее, не была лёгкой ношей. Евреи были специфическим, деликатным в религиозном плане народом, который никогда не смирился с римским властвованием. Ситуация становилась достаточно опасной, особенно тогда, когда на праздники в Иерусалим приходили тысячные толпы еврейских паломников. Удержать порядок в данной ситуации было делом чести для наместника и его войска. Прокураторы постоянно находились в приморской Кесарии, но во времена еврейских праздников прибывали в Иерусалим для того, чтобы лично следить за порядком. Евангелисты указывают достаточно позитивный образ Пилата, но околобиблейские источники говорят об этом правителе совсем противоположное. И в этом он не отличался от остальных римских правителей Иудеи, причём до такой степени, что после вмешательства еврейской делегации был снят с поста управляющего.
Параллельно римской власти, существовала и власть еврейская, и, не смотря на то, что полностью зависела от первой, имела огромное влияние на жизнь еврейского народа. Главной еврейской организацией, которая принимала решение, была Наивысшая Рада, называемая Синедрионом. Членов в её составе было – семьдесят один. Это были так называемые старшие, т. е. представители богатых родов, первосвященники святыни и учителя Писания, которые походили от фарисеев. Во главе Наивысшей Рады был актуально правящий первосвященник. Рада издавала религиозные, административные и судебные законы. Некоторые из них должны были получить одобрение Рима, это значит – управляющего в Иудеи наместника. Синедрион не имел компетенций в приговоре к смертной казни. Это право принадлежало только наместнику.
Во время публичной деятельности Иисуса наивысшим священником был Иосиф Киафа – зять ранее управлявшего (на протяжении девяти лет) первосвященника Анании. Каждый из его пяти сыновей, хоть и коротко, но также исполнял эти обязанности. Сам Киафа занимал трон первосвященника на протяжении восемнадцати лет. Это свидетельствует о мафиозном характере власти, которая твёрдо удерживается в руках одного рода. Власть первосвященника означала наивысшую власть. Каждого первосвященника на должности утверждал Рим. А значит, первосвященник должен был быть лояльным к римской власти и одновременно иметь уважение у людей, которые ненавидели оккупантов. Это требовало огромных политических умений. Восемнадцать лет на этой должности Киафы свидетельствуют о его огромных способностях как политических, так и дипломатических.
В еврейском обществе тех времён доминировали две группировки. Одна из них – это саддукеи, чаще всего роды первосвященников и аристократов. Наиболее характерным для них было признание в Библии только Пятикнижия и сотрудничество с римской оккупационной властью.
Совершенно другой была вторая группа – фарисеи. Они были патриотами и старались жить, согласно предписаниям религиозным и ритуальным. Первоначально такая их позиция снискала им авторитет среди людей. Однако со временем желание совершенной жизни трансформировалось в ограниченный легализм. Самоуверенные в своём совершенстве, они начали пренебрегать простыми людьми, которые не знали предписаний Права, одновременно облагая людей большим количеством требований, порой невозможных в исполнении. Эта группировка больше всего вела споры с Иисусом.
Кроме саддукеев и фарисеев, были ещё зелоты – конспирационная группа против римских оккупантов. Ещё была немногочисленная группировка иродиан, т.е. сторонников Ирода Антипаса, который не имел почти никакого авторитета у народа. Также следует вспомнить и евсеев, мнихов, которые тогда жили в скалах над Мёртвым Морем, хоть они и не сыграли никакой роли в событиях, описанных в Новом Завете. Все упомянутые группы функционировали в обществе с огромными диспропорциями и контрастом. Рядом с богатыми правителями и земными сударями, циничными пользователями, жили толпы бедных людей, которых использовали и которые были уже на грани нищеты. Социальная несправедливость была главной проблемой тех времён. Появление Иисуса, спокойного и милосердного, Который учил о спасении, с одной стороны вошло в подходящую и жаждущую почву, с другой – встретилось с препятствиями, которые довели до распятия Спасителя.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)