Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

Святой Иоанн Креститель –

великий предшественник

 

 

Встречаются такие литературные  произведения, в которых главный  герой представлен не всегда и не сразу. Иногда ситуация требует того, чтобы первоначально читатель  увидел героя второго плана, который, однако,  должен выполнить очень важную миссию по отношению к главному герою. Нередко бывает и так, что готовящий  почву для кого-то важного сам безвозвратно исчезает, по крайней мере физически, но слава о нём, плохая или хорошая, чаще всего остаётся. Такого рода «фон» соответствует в Евангелии личности  Иоанна Крестителя. Ему и посвятим наше  внимание,  начиная  путешествие по страницам Нового Завета.

История, которая представлена в Евангелии, начинается с предсказания  о  рождении пророка. Глубокое  проникновение в прошлое  больше всего характерно для Святого Луки, который описывает сцену встречи Божьего посланца со священником Захарием, произошедшей в иерусалимской святыне  несколько месяцев до рождения Иисуса (Лк 1, 5-25). Только этот евангелист передаёт нам  весть о рождении Иоанна. Контекст  ветхозаветной святыни указывает  на связь событий, которые должны будут свершиться с историей  Ветхого Завета. Также и сам Иоанн, называемый Крестителем, является «мостом» между тем, что было до Рождества Иисуса, и тем, что будет после Его рождения.  Иоанн живёт и действует во времена Нового Завета, но  его дух принадлежит ветхой эпохе. Важно увидеть этот плавный  и  гармоничный  переход  между  двумя заветами. И один, и второй  вмещают в себе слово Того Самого Бога.

Захарий  был священником в святыне, а это значит, что был из поколения  левитов, из  рода Аарона, из отдела Авия. Как известно, только левитам была вверена забота о Божьем культе в святыне. Так  как  священников было много, они были разделены на 24 отдела (Захарий  принадлежал к восьмому отделу Авия). Каждый из них исполнял своё служение в храме два  раза в год на протяжении целой  недели. Священники не жили при храме, их дома находились в разных частях Палестины. Прибывали в Иерусалим в назначенное  время служения, а позднее возвращались к себе домой в семью. Во время служения, определённого   жребием,  священники исполняли  соответствующее литургическое  задание. Таким образом  и  Захарию  выпала привилегия каждения  алтаря. В то помещение мог войти только священник, а люди оставались снаружи. Следует отметить то, что священники  очень  набожно  и  щепетильно исполняли  доверенное им служение, воспринимали  его не  как  обычную обязанность, но как великую благодать от Бога.

Захарий и его жена Елизавета были  людьми  пожилого  возраста, семьёй, не имеющей детей, что имело огромное значение. Ребёнок  в библейском Израиле был воспринимаем как Божий дар и Божье  благословение. Каждая семья  стремилась к тому, чтобы  подрастало в ней как можно больше детей, так как их число свидетельствовало о величии Божьего благословения. И  наоборот, неимение детей расценивалось как позор  и  Божье  наказание  за грехи. Бесплодность  женщины была для неё  проклятием. Поэтому можно понять  горечь Захарии и Елизаветы, которые, как подчёркивает евангелист, были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк 1, 6), не говоря уже о том, что Захарий был священником,  а  это значит, человеком, преданным Богу. С данного текста следует, что Захарий и его жена  просили  Бога о потомстве, но  их  молитва не была услышана, по крайней мере –  до определённого  времени.  Когда уже кажется, что всё пропало, Бог даст им свою великую благодать. Елизавета родит сына, которого сам Иисус назовёт самым великим из рождённых  женщиной.

В  Библии  можем найти несколько таких случаев, когда в условиях бесплодности родителей Бог призывает к жизни ребёнка, который  будет  исполнять особенную, важную миссию в истории спасения. И наши супруги оказались в их числе.

Во время литургического служения  Захарий  имеет видение архангела Гавриила. Такой момент вызывает  у  священника страх, что  не  должно  удивлять. Контакт с  жителями  потустороннего мира не  является частым явлением. Божий посланец вещает ему, что его  просьба  услышана и Елизавета родит ему сына. Не просто родится  ребёнок,  как другие, не просто  будет он долгожданным сыном, но он станет кем-то особенным в Божьих планах. Будет призывать  людей  к  обращению и будет примирять их с Богом. Приготовит  путь  для долгожданного Мессии. Кажется, что более радостной вести Захарий не мог услышать, однако его реакция оказалась неожиданной. Священник взрывается  словами,  полными бунта и горечи. Сказанное ангелом  принимает за ложь, за насмешку над его  несчастьем. По-человечески он уверен, что его жена находится уже  в том возрасте, когда  не  может родить ребёнка, и  почему  Бог, которому он так верно служит, издевается так над ним? Захарий чувствует себя обманутым Богом.

Бунт со стороны слуги алтаря вызывает  резкую  реакцию Гавриила. От Божьего имени он строго наказывает Захария, посылая на него немоту. Священник не сможет  говорить  до  самого  рождения объявленного  ребёнка. Конечно, можно сказать, что для Захарии это будет  трудное время, но, с другой стороны, очень нужное для того, чтобы переосмыслить  некоторые  моменты и стать более  смиренным  по отношению к Богу. Как слепой будет переживать своего рода реколлекции перед рождением Божьего пророка.

Первыми, хотя и косвенными, свидетелями  необычного  явления  были  собравшиеся на молитву люди. Они поняли, что священник стал  немым, поняли, что он видел какое-то сверхъестественное  явление, однако  самого содержания встречи  Захарии  с архангелом  Гавриилом  не  знали. Да, для свидетелей  того события это был  явный  знак, что Бог не забыл о своём  народе и проявляет своё присутствие при помощи чрезвычайных  знаков.

После  совершённого служения Захарий возвращается в свой дом к своей супруге. Согласно словам Гавриила, старушка Елизавета зачала сына. Без сомнений, это стало поводом для её великой радости. Святой Лука, однако, пишет, что Елизавета скрывала свою беременность  на  протяжении  целых пяти месяцев. Это, конечно, может  показаться немного странным, что Елизавета не проявляла свою радость явным, открытым способом, этим самым прославляя  величие Божьей благодати. Однако то, что произошло, было великой  тайной  для  Елизаветы от Бога. Она  принимала  полученный дар  материнства  как  святую тайну. Елизавета скрывала это не из  чувства  стыда, но была уверена в том, что новая ситуация требует тишины, молитвы, созерцания.  Пряталась  от мира, от людей, чтобы  иметь возможность переживать  эту тайну Бога, в которой сама принимала участие. Сердцем, полным веры, чувствовала, что Бог  имеет  особенный план по отношению  к ребёнку, которого  она  носила  под  сердцем. В тишине, средоточении  и на молитве  Елизавета  и Захарий  ожидали  рождения сына и дальнейшего бега событий.

Каждый из евангелистов начинает своё дело по-своему. Лука исходит  до первоначала спасительной  миссии  Иисуса, благодаря чему мы познаём обстоятельства рождения  Яна  Крестителя. В последующих  размышлениях  мы ещё  вернёмся  к  личности  Крестителя. Но уже сейчас можем заметить тот факт, что история, описанная в Новом Завете, начинается  достаточно  таинственно, даже можно сказать  интригующе. Бог абсолютно  непредсказуем  в свершении  истории спасения человека. Встреча  Гавриила  с Захарием далa  начало  череде событий, которые сейчас будут происходить уже достаточно быстро. Ожидаемый   на   протяжении  веков  Спаситель  приближается в этот мир большими шагами. Его предшественник,  хотя   ещё   и  в  лоне  своей матери, уже присутствует среди людей.

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий