Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

Благовещение Марии

 

 

История помнит такие моменты, когда в тишине, без шума свершались очень важные события. Мир пользовался плодами этого события и только спустя некоторое время узнавал его генезис. Самым  показательным примером в этом плане является благовещение Марии архангелом Гавриилом, что она зачнёт и родит Божьего Сына. Событие, последствия  которого  будут существовать вечно. Современному человеку, наверное, непонятно, как такой важный момент в истории может происходить без камеры, рекламы, без шоу и шума. Именно поэтому мы должны еще больше медитировать над тем, что произошло в Назарете много веков назад.

Сцену благовещения Марии описывает евангелист Лука. Конечно, Матвей тоже указывает Марию беременной и передаёт тот факт, что ребёнок, который у неё под сердцем, был зачат от Святого Духа, но самого момента благовещения не описывает. Остальные евангелисты вообще молчат по этому поводу. Конечно же, Лука, который уже в начале своего Евангелия подчёркивает, что всё  досконально  проверил, поочередно, с первых минут (ср. Лк 1,3), сделал  усилие,  чтобы  найти Мать Иисуса, от которой получил столь важную информацию. В реальности  именно  евангелист  Лука уделяет Марии  больше  всего внимания.

Конечно, каждого христианина мучает вопрос или, по крайней мере,  должно интересовать то, как  же в реальности выглядел момент  встречи  Божьего посланника с девушкой из Назарета? Ответ на этот вопрос пытались дать художники. Существует много художественных  произведений, созданных по вдохновению этой евангельской  сценой. На одних видим Марию, которая стоит, а перед  ней, на коленях, – Гавриил, оглашающий  ей необычную весть. Такой  образ вмещает в себя  пророчество важности Марии, как  Небесной Королевы, которой поклоняются ангелы. Другой образ – это представление той же сцены, только наоборот: ангел стоит, а Мария – на коленях. В этом случае подчёркивается кротость Марии. Так, если честно, никто не знает, как по-настоящему происходила эта встреча. Нельзя исключать и то, что благовещение было мистическим видением Марии, которое пережила в своём сердце. И, конечно же, следует помнить, что описание момента благовещения не дано нам для какого-то коварства и пустого анализирования, но для укрепления нашей веры. Нужно с кротостью преклонить свою голову перед этой тайной.

В начале повествования указывается  место данного события и Имя девушки,  к  которой пришёл  архангел Гавриил, тот самый,  который ранее объявился Захарии. Девушку зовут Марией, самым популярным еврейским именем. Это имя Мария получила от своих родителей. Также узнаём и то, что Мария помолвлена с мужчиной по имени Иосиф, из чего вытекает, что эти молодые люди не были  между  собой в формальном супружеском браке, но были уже обещаны  и  друг  другу предназначены.  Их совместная супружеская  жизнь  была вопросом уже  совсем  скорого времени. Информация  о  помолвке Марии с Иосифом имеет важное значение. Ангел обращается к Марии: «радуйся!», ибо именно такое значение имеет греческое слово, с которым  обратился  Гавриил. Ангел призывает Марию к радости, ибо она стала избранной Богом для того, чтобы  родить  человечеству  долгожданного  Спасителя. Этот  факт  является  источником не  только   личной радости Марии. Она должна радоваться от лица  всего человечества, которое  через Неё получит огромное милосердие со стороны Бога.

В связи с избранием Марии на Матерь Божьего Сына ангел называет её «полной благодати». Эти  слова  являются  библейским фундаментом  догмата  веры о непорочном  зачатии  Марии. Мамой Божьего  Сына  могла быть только чистая  особа, не запятнанная никаким  грехом. Поэтому Костёл верит  и  вызнаёт, что Мария  пришла в этот мир без первородного греха, это значит, что не только в своей  жизни  не  совершила никакого  греха, но  и  не имела  никакой склонности  к  тому,  чтобы  совершить грех. Такой будет всегда. Поэтому и ребёнок, который родится, не будет зачат от мужчины, но будет  плодом  Духа Святого, силой  которого  Мария  зачнёт  Его в своём лоне. Ангел  также объявляет, что  мальчика  должны  будут  назвать   Иисусом. Мария, при  виде  ангела, конечно же, испугалась,  испугалась и  его слов, чего тоже можно было ожидать. Такие  гости не появляются в доме  часто, и подобные слова в повседневной  жизни не звучат. Однако  реакция  Марии  была совершенно иной в сравнении  с  реакцией   Захарии.  В противоположность священнику Мария не бунтовала, не настаивала на своей правоте, но со спокойствием души  пыталась  понять  происходящее. Она  задаёт  вопрос  Гавриилу: как это произойдёт, коль я мужа не знаю, т.е. не жила с мужчиной.  Для  некоторых  слова Девы означают то, что она сложила обет вечной чистоты, именно  поэтому с Её стороны такое огромное удивление. Может, конечно, быть и так, но  тогда, с  другой  стороны, непонятной становится  Её  помолвка с  Иосифом,  которая  предшествует  факту последующего замужества.

 В библейском Израиле супружество  было нацелено прежде всего на рождение потомства. Каждая  израильская женщина чувствовала себя призванной к материнству, именно поэтому так страшно  переживался  факт женской  бесплодности. Естественно, в такой ситуации совсем непонятным  было бы решение вечной сексуальной чистоты, тем более в супружеском союзе. Кажется, Мария поняла, что стала беременной в тот момент, когда Гавриил  оглашал  свою весть, поэтому и спросила, как это произойдёт, коль она ещё девушка. В ответ услышала, что не Иосиф будет отцом ребёнка – ребёнок будет зачат от Духа Святого.

Только после  объяснения ангела  Мария  принимает решение об  обете чистоты. Великодушно Мария  ответила  на  дар  Наивысшего. Скоро Бог выбрал именно Её  быть  Матерью Своего Сына, Спасителя  мира; она приняла решение всю свою жизнь, всю себя полностью отдать Богу. Решила быть  исключительной собственностью  только  Бога и жить всецело  для  Бога.  И  в таком контексте  Её супружество с Иосифом   принимает   новый  образ  и  является чем-то новым, до этого  момента   никогда  не встречаемым. Её супруг, человек перед  Богом праведный, выберет тот  самый  путь,  несмотря  на  все  трудности,  связанные  с  принятием  такой  великой тайны. Почувствовал себя негодным быть так близко Божьего  Сына, поэтому хотел оставить Марию. Однако Божья воля была  иной, и Иосиф в своей кротости  и  смирении принял эту волю и стал  опекуном  Марии   и  Её   ребёнка. Мария  называет  себя «рабой Господней», это значит  полностью  послушной и преданной Богу и Его делам. Услышав  Её  готовность,  ангел Гавриил  мог  уйти с чувством исполненной  миссии.

Следует также обратить внимание  на то, что в рассказе Мария  встречается  под  тремя  именами. Первое – это Мария, конкретнее говоря –Мириам. Так назвали  Её родители и она пользовалась им в повседневной жизни. Вторым  именем  называет  Её Гавриил: «благодати  полная», избранная Богом. И, наконец, третьим  именем  называет  себя сама Мария, которая в ответ на Божье избрание называет себя «рабой  Господней».  Подобно  бывает и в жизни  каждого  христианина. Одно  имя  дали  нам наши  родители,  и  мы  пользуемся  им  в  повседневной  жизни. Во время крещения мы становимся детьми Бога и получаем имя от Бога в таинстве  крещения. Мы тоже избранные, наше второе имя – это христианин. Третье  имя  каждый может принять сам, отвечая на Божью благодать. Его содержание  и  звучание  не очевидны заранее. Это имя может быть диаметрально  разным.  Каждый  лично  и самостоятельно принимает решение.

Каким оно будет в твоём случае?

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий