В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Благовещение Марии: что было дальше?
Во время нашей последней встречи мы размышляли над тайной воплощения Божьего Сына. Мария приняла в своё лоно Спасителя мира. Её согласие с Божьей волей дало начало целому ряду событий, связанных со спасением всего мира. В наших последующих размышлениях будем стараться следовать за Марией, но не только. В этом паломничестве, кроме Матери Бога, встретимся также с другими личностями, полными доверия Богу, которые также сыграли достаточно важную роль в спасительных планах Наивысшего. Целью наших размышлений является участие в событиях тех времён, которые составляют историю нашего спасения, для того чтобы черпать учение жизни с Богом и для Бога.
После отхода Гавриила, уже будучи Матерью Божьего Сына, Мария сразу же направляется в гости к своей родственнице Елизавете, жене священника Захарии, которая, после чудесного Божьего вторжения в её жизнь также ожидала рождения ребёнка, о чём Мария узнала от архангела. Евангелисты не говорят, где жили родители Иоанна Предтечи, но древняя традиция говорит, что это был Эйн-Карем, город, расположенный на западе от Иерусалима. Расстояние от Назарета до Эйн-Карема было приблизительно cто пятьдесят километров. В те времена, когда ещё не было транспорта, это было достаточно длинной и опасной дорогой, тем более для молодой девушки. Не следует думать и о том, что Мария одна пошла к Елизавете. Перемещение по дорогам древней Палестины было очень опасным. Можно было встретиться с дикими зверями или, ещё хуже, попасть в руки беспредельных разбойников. Скорее всего, Мария присоединилась к какой-нибудь группе паломников, идущих в Иерусалимскую святыню, или к одному из купеческих караванов, держащих путь из северных стран в Египет.
Святой Лука говорит, что Мария спешила. Можно задаться вопросом: почему? Есть несколько ответов. Во время благовещения Мария узнаёт от архангела о беременности Елизаветы, которая была чудесным провиденьем Божьим. Мария, которая была полностью погружена в дела Бога, захотела быть свидетелем этого Божьего провиденья, которое произошло с Елизаветой. Это для неё было делом Бога, близким и дорогим. Не из обычного женского любопытства пошла к Елизавете, а чтобы удостовериться в правдивости слов, сказанных архангелом, и сделала это, руководствуясь более высокими мотивами. Об этом свидетельствуют слова Песни Марии, которые прозвучали в доме Елизаветы, позже названной Магнификатом. Человек, который полностью отдал себя Богу, хочет всем своим существом быть в том, что Божье: это его интересует, это приносит ему радость и придаёт смысл жизни.
Другим поводом поспешности Марии к встрече с Елизаветой может быть желание помочь старшей женщине, которая ожидает рождения малыша. Как нам известно, Елизавета уже была в солидном возрасте. Долгожданный ребёнок, которого она носила под сердцем, конечно же, был поводом для огромной радости, но представлял собою также и немалые трудности. Возрастная женщина нуждалась в помощи. Мария прекрасно понимала это и действовала. Ожидание рождения ребёнка для Елизаветы было огромной тайной. Поэтому именно Мария была самой подходящей личностью в этот трудный для неё период жизни. Две Святые Матери могли вместе достойно переживать Божью тайну. Святой Лука говорит, что Мария находилась у Елизаветы около трёх месяцев, а позже вернулась домой. А значит, Мария пробыла у Елизаветы до момента рождения ребёнка, что подтверждало бы версию помощи Марии при беременной Елизавете.
И, наконец, можно ещё предположить, что Мария пошла в горную страну Иудеи поспешно и с радостью, поскольку могла именно таким образом нести миру долгожданного Спасителя. Еврейский народ томительно ждал Мессию и только Мария в тот момент знала, что Спаситель уже есть в этом мире. Ещё не рожденный, но уже есть.
Конечно, Мария с этой радостной вестью не могла выйти на площадь и улицы. Во- первых, потому что ей бы никто не поверил, а во-вторых, была бы осуждена за богохульство и побита камнями. Ведь евреи не таким ожидали приход Мессии. Не смогли бы поверить и принять то, что Бог может родиться у женщины. Такие случаи имели место только в языческой мифологии, не говоря уже о том, что существование Сына Бога Наивысшего было вообще неприемлемым. Поэтому Мария не могла публично огласить эту радостную новость. Елизавета и Захария, испытанные Богом, были верным кругом людей, с которым Мария могла поделиться своей новостью.
Весть о рождении Спасителя вышла за рамки тайны, известной только Марии. Сначала весть о спасении узнали только два человека, но процесс евангелизации начался. Уже вскоре эта правда начнёт прокладывать себе дорогу к более широким кругам общественности, продвигаясь на край света. Мария будет первым апостолом Евангелия – радостной вести о спасении.
Встреча двух Матерей, ожидающих рождения сына, Марии и Елизаветы, произошла в атмосфере необычной радости. Елизавета, наполненная Святым Духом, сразу же распознала в Марии Мать Божьего Сына. Произнесла тогда в адрес Марии знаменитое благословение, которое навсегда вошло в слова молитвы «Радуйся, Мария». Дополнением к этой радости является полная экспрессии Песнь Марии, в которой Она прославляет величие и доброту Бога, одновременно предвещая свой будущий культ Божьей Матери.
Магнификат показывает образ Марии немного другой, чем тот, к которому мы так привыкли, всматриваясь в иконы и фигуры Пресвятой Марии. После описания пребывания Марии в доме Захарии и Елизаветы следует рассказ о рождении Иоанна Крестителя. Его рождение наполнило радостью не только родителей в преклонном возрасте, но и всю округу. Рождение ребёнка всегда было радостным событием в израильском народе, тем более рождение ребёнка при таких необычных обстоятельствах. Ребёнка назвали Иоанном, хотя многие родственники Елизаветы и Захарии были против и настаивали на другом имени. В этой ситуации Елизавете и Захарии удалось противостоять родственникам, и их сын был назван именем, которое заповедовал архангел Гавриил во время памятной встречи с Захарием в святыне. Имя Иоанн означает – Бог оказал Своё Милосердие. Это Милосердие было оказано не только Елизавете и Захарии, который после того, как назвал сына Иоанном, снова начал говорить, но миссия Иоанна Крестителя будет предвозвестием и объявлением Божьего Милосердия для всех людей.
Счастливый Захария воспел Богу красивую и глубокую теологическую песнь, которую позже в Костёле назвали „Benedictus”. Евангелист Лука описывает целую гамму радостных событий, которые предшествовали приходу в мир Иисуса, Сына Бога. Первым было оглашение Захарии рождения его сына. Хотя наступление слепоты священника как бы затемняет радость этого события, однако предвестие зачатия и рождения чудесным образом пророка является событием очень радостным. Ещё более возвышенным является событие благовещения Марии. По Божьей воле и согласию Марии был зачат и родился Спаситель мира.
Достаточно радостным событием является и посещение Марией Елизаветы. Радостную атмосферу дополняет Песня, прославляющая величие и доброту Бога, которую воспела Мария. И, наконец, приход в мир Иоанна, сына Захарии и Елизаветы, позже названного Предтечей, также является радостным событием. Искренняя и благодарственная Песнь Захарии непосредственно предшествует рассказу о приходе на землю Иисуса. Его рождение будет событием самым радостным.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)