Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

Как создавался Ветхий Завет

 

 

Когда человек  впервые  встречается со Священным Писанием, его  всегда сопровождает уверенность, что эта книга имеет огромную логику и может удивить и переубедить любого читателя. Но после непродолжительного чтения выясняется, что не всё так просто. Со страниц Библии на нас буквально обрушивается  стилистическое и литературное богатство: проза и поэзия, документы и фрагменты исторических  хроник, предложения мудрости и пророчества, тексты  апокалипсиса и письма… Эта огромная разнородность может озадачить не одного читателя. Упомянутые выше как литературная, так и структурная разнородность Библии ставят  перед нами вопрос о генезисе её создания. Тема эта очень объемная  и в одной статье  раскрыть ее невозможно, потому  постараемся обрисовать  её  лишь в общих чертах, обращая внимание на то, что является самым главным. Начнём с Ветхого Завета.
Современный человек имеет свою, вполне устоявшуюся точку зрения  на предмет  создания литературных произведений. Кстати, сегодня этот процесс  происходит в очень быстром темпе. За  короткий промежуток времени создаются тысячи книг и журналов. Некоторого рода литература нас просто «затапливает» и, к сожалению, она не всегда хорошего качества. Область  литературного творчества, увы,  также поддалась «рабству» коммерции… Создание же Библии происходило в совсем  других условиях и по другим правилам. Это был длительный процесс, продолжающийся столетиями, обогащавшийся опытом  и  жизнью  многих поколений, который, в свою очередь,  включал в себя многовековую и глубокую  рефлексию. Вот почему  Книга эта изобилует непревзойдённой мудростью, которая оживляется Божьим вдохновением.
Создание Ветхого Завета происходило не  так  сразу. События, о которых он повествует, имели место в древнем мире, в жизни людей пустыни, кочевников, которые были более склонны к тому, чтобы прочувствовать  эти события своим сердцем, медитировать над их значением и извлечь из них уроки для повседневной жизни. Человек древнего Ближнего Востока имел настолько чистый, не перегруженный  информацией  ум, что был в состоянии запомнить очень многое и надолго, при этом не  требуя  дополнительных носителей информации. Также и условия жизни в пустыне никак не способствовали  писательской деятельности. Поэтому первоначально объявленное Богом слово жило и функционировало в устной традиции, передавалось из поколения в поколение.
Сегодня принимается точка зрения, что первые попытки записать эту традицию  были  предприняты во времена объединённой монархии, т. е. во времена Давида и Соломона, а значит – в X веке до рождения Христа в Иерусалиме. Израиль заполучил обещанную ему Богом землю и начал расселяться и строить относительно цивилизованную жизнь, которая в определенном смысле создавала условия для писательской деятельности. А писать уже было что. Вначале  начали  делать наброски Торы, а значит – первые пять книг Библии в каноническом порядке. Хорошо  знаем, что Пятикнижие Моисея, наиважнейшая часть Библии израильтян, включает в себя события, которые имели место намного раньше (примерно Абрам жил около XVIII века, а Моисей в XIII веке до рождения Христа). Благодаря устной традиции, они передавались из поколения в поколение и, в конце концов, были записаны. Однако следует заметить, что это ещё не было созданием Библии,  какой мы видим ее сегодня. Это были всего лишь некоторые её фрагменты, но сам процесс начался и с разной интенсивностью будет продолжаться до своего финала.
После смерти короля Соломона в Израиле доходит до схизмы, которая разделила народ на Царство Южное и Царство Северное. Что касается создания Библии, то и этот процесс претерпел изменения. Начатый в Иерусалиме, он  как бы раздвоился и имел своё продолжение в двух Царствах. Процесс этот шёл параллельно, но с некоторыми  редакторскими (разными) трактовками, что было просто неизбежно. На каком-то этапе истории Древнего Израиля эти два течения встречаются (примерно в VII веке), и редакторы пытаются гармонизировать  содержание созданного труда. Однако данная синхронизация не была идеальной. По не известным нам причинам как со стороны одной традиции, так и с другой, встречаем в Библии  повторяющиеся описания одних и тех же событий. Кроме событий из прошлого, были записаны также  факты текущей жизни, свидетельствующие о творческом присутствии Бога в истории Израиля, которые успешно приобщались к  уже зафиксированным  фрагментам. Однако это были ещё  свободные и отдельно функционировавшие традиции, которые постепенно сводились в одну книгу.
Последний этап редакции Еврейской Библии начался во времена вавилонского плена, т. е. в VI веке до Христа. Развалилось царство Израиля, Иерусалим вместе с храмом был уничтожен, израильтяне оказались в плену, среди других народов, культур и верований. И эта трудная ситуация вдохновила духовную элиту народа к интенсивному записыванию и последующему редактированию материала, собранного на протяжении нескольких последних веков. Это было необходимо для того, чтобы сохранить национальную идентичность и религиозность при встрече с другими народами. Процесс последней редакции книг Ветхого Завета, который начался в Вавилоне, продолжался и после возвращения из плена и коснулся почти времён Нового Завета.
В IV веке весь Ближний Восток был завоёван Александром Македонским, и вместе с этим на его земли пришла греческая культура. Это было своеобразным novum, что положило начало конфронтации старых еврейских традиций с греческой философией и мировоззрением, создало конфликтные ситуации.  В отдельных моментах не было контакта. Еврейский консерватизм, однако, не смог устоять перед новыми течениями мысли. И это также имело свои последствия в создании Библии. Итогом этого является литература мудрости, которая очень конкретно представляет воздействие греческой мысли. Некоторые книги  того  периода вообще были  написаны на греческом языке и, хотя и не вошли в канон Еврейской Библии, тем не менее нашли признание в раннем Костёле и, по крайней мере, большинством  христиан признаются боговдохновенными до сегодняшнего дня.
Настоящий  очерк   хотя  бы схематично, хотя  бы в общих чертах, но все же даёт нам представление о том, каким же трудным и сложным было создание Библии  Ветхого Завета. Продолжительный период времени, разные  исторические  эпохи, разные места и события, противоположные культурные течения и философские теории – всё это сделало  книгу, на  первый  взгляд, тяжёлой по своей структуре и по содержанию. С другой стороны Библия является неисчерпаемым  источником мудрости, которая подпитывается прежде всего Божьим вдохновением. К тому же многовековая история её создания возымела   своё большое  значение. «Бог, многократно  и  многообразно говоривший издревле отцам…», – скажет автор в Послании к Евреям (Евр 1,1), а история создания Священного Писания, его теологическое и литературное богатство подтверждают  правоту этого высказывания. Осознание того, с каким важным моментом мы имеем дело, пусть станет для нас  стимулом, чтобы  с  ещё большим уважением и любовью относиться к этой Книге. Роман Брандстатер, известный еврейский писатель, сказал: «Чтение Библии очень лёгкое дело, просто необходимо наполнить ею себя, и тогда всё в ней станет ясным».

 

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий