Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

Приход в мир Иисуса,

согласно Евангелию от Святого Матфея

 

 

 

Кроме Святого Луки, приходом в мир Иисуса «занимается» также апостол Матфей. Но его описание отличается от повествования Святого Луки. Насколько Лука уделяет внимание личности Марии, интересуется историческим контекстом описываемых событий, настолько Матфей интересуется Иосифом, мужем Марии и еврейским контекстом.

Несмотря на видимые различия, оба повествования согласуются между собой, когда  речь идёт о личностях и о событиях. Евангелие от Матфея начинается с родовода Иисуса,  конкретнее говоря – с генеалогии Иосифа, земного отца Иисуса по праву. Можно подумать, что Евангелие от Святого Матфея, а вместе с ним и весь Новый Завет, начинается не очень удачно. Предположим, кто-то берёт в руки Новый Завет,  чтобы впервые в жизни его прочитать. Открывает книгу и сразу же, на первой странице встречает сорок два странных имени, абсолютно для него не понятных. Появляется разочарование и нежелание, которое можно подытожить словами «это не для меня», и возвращает Священное Писание обратно на полку. В следующий раз берёт, и эта ситуация может повторяться бесконечно. Но так не должно быть.

Родовод Иисуса, вопреки всему, содержит в себе очень много интересных фактов. Евангелие от Матфея начинается именно так потому, что генеалогия рода в Древнем Ближнем Востоке имела огромное значение. Прежде всего это относится к Израилю, но не только. Очень старательно собирались имена предков и тщательно оберегались. Родовод был как бы паспортом человека, семьи, племени. Речь шла о подтверждении чистоты рода, а также о представлении своих предков и их важности в истории народа. Прежде всего это относилось к королевским династиям, княжеским и священническим. В случае с Иисусом речь шла о том, чтобы подтвердить то, что Он является потомком Авраама и Давида, двух самых великих личностей в истории Израиля и прежде всего – двух бенефициаров великих и важных обещаний Бога Избранному народу.

Родовод, который подает Матфей, по большому счёту относится к Иосифу, который не был биологическим отцом Иисуса, но принятие Иисуса Иосифом было достаточным для того, чтобы Иисус как Человек стал следующим, последним звеном этого необычного списка родовода. Локальное общество было уверено в том, что Иисус является сыном Иосифа (ср. Лк 3, 23). Если сейчас взять во внимание то, что Матфей писал Евангелие для евреев, которые приняли христианство, то становится понятным, почему Матфей именно таким образом начинает Евангелие. Евангелист хочет показать евреям, что в личности Иисуса из Назарета исполняется то, чего столько веков ждал израильский народ.

Следующей оригинальной особенностью данного родовода является присутствие имён четырех женщин – Фамарь, Рахиль, Руфь и неназванной по имени вдовы Урии. Речь идёт о Бетшебе.

Всех этих людей знаем со страниц Ветхого Завета. С их присутствием в генеалогии Миссии связано тройное явление, правда, достаточно странное. Во-первых, женские имена в списках родоводов не встречались. Во-вторых, все эти женщины были язычницами, именно и поэтому очень странным является то, что их имена всё-таки там фигурируют. В-третьих, со страниц Библии нам хорошо известна их далеко не моральная жизнь, поэтому такие библейские прабабушки Миссии могли принести Ему только стыд. Однако всё на самом деле выглядит совсем иначе и присутствие этих женщин в земной истории предков Иисуса скрывает в себе глубокую теологию. Иисус приносит в мир Благую весть и новую жизнь. Он Спаситель для всех, не только для мужской части мира, не только для святых и не только для израильского народа. Он – Спаситель всех людей, всех времён, культур и мест на земле. И Бог записал эту правду в истории Его земных предков.

Сразу же после описания родовода следует рассказ об Иосифе и Марии, которые подтверждают реальное единство Иисуса с Иосифом. Несмотря на то, что общественное мнение местного сообщества было единым – Иисус был сыном Иосифа, однако настоящим и единственным Его Отцом является Бог. Поэтому самое главное послание рассказа об Иосифе и Марии – божественное происхождение Иисуса из Назарета.

Кроме главной идеи, есть ещё несколько второстепенных. Давайте обратим внимание на желание Иосифа разорвать помолвку с Марией и тихо уйти. Почему хотел так сделать? Евангелист подчёркивает, что Иосиф был человеком справедливым, а справедливость в библейском понимании данного слова – это полное послушание Богу и полное доверие себя Ему. Поэтому, будучи справедливым, Иосиф хотел до конца жить, согласно Божьему учению и Праву, а это Право требовало для Марии сурового наказания за неверность (ср. Втор 22, 22-24). Будучи помолвленной с Иосифом, ждала Ребёнка, отцом которого он не являлся. Но Иосиф не мог обвинять Марию в неверности.

Достаточно интересным является то, рассказала ли Мария Иосифу всю правду, связанную с рождением Ребёнка, и поверил ли Иосиф в эту правду. Если нет, то, будучи набожным человеком, богобоязненным и готовым исполнить Право, одновременно не мог позволить, чтобы пострадало доброе имя супруги. Его желание отойти было подобно попытке взять всю вину на себя. Слова Ангела, направленные в адрес Иосифа, как бы подтверждают действия  Иосифа, но в реальности они противоречат сами себе. Если Иосифом руководили такие благородные мотивы, то почему тогда без объяснений Ангела он сам не решился на то, чтобы принять Марию со всеми вытекающими последствиями? Может быть, Иосиф узнал всю правду из уст Марии и в своей кротости и смирении хотел тихонько уйти от такой великой тайны. И тогда слова Ангела были как бы подтверждением тому, что Иосиф уже знал.

Подводя итоги нашим размышлениям, следует сказать, что то, как это происходило на самом деле, так и останется великой тайной. В этом контексте впервые на страницах Евангелия встречаемся с ветхозаветной цитатой. В решающих моментах Слово Божье является окончательным оракулом.

Ощущение тайны является благодатью для читателей Евангелия, однако оно не отнимает у нас желания поиска правды и возможности делать определённые выводы. Для Церкви как общины, так и для каждого её члена отдельно Опекун Иисуса будет всегда живым примером послушания Богу, боязни перед Ним, ответственности и способности к самопожертвованию; это – самые видимые черты этого необычного человека. Именно такому человеку Бог доверился в опеке и именно с такими людьми Бог входит в тесные отношения, создаёт прочные связи, и критерии их формирования никогда не меняются.

Иисус пришёл в мир объявить и сделать те тайны, которые были скрыты с самого начала, реальностью. Духовным наследником генеалогии нашего Господа является Церковь, а в ней – каждый из нас. Также и в истории христианства многие эпизоды из жизни предков Иисуса имеют своё повторение и своё продолжение. Для нас самым главным остаётся память о том, кто находится в центре истории нашего спасения,  и возможность с радостной ответственностью принимать участие в этом процессе до  встречи с Иисусом лицом к лицу.

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий