Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвящённое Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведёт наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

В ту Святую Ночь

 

 

История – это события, имеющие разную степень важности для всего человечества, а также для отдельно взятого человека. Эти  события бывают прозаического характера, но бывают и такие, которые  оказывают огромное влияние на всё будущее и о которых просто так забыть невозможно. И таким событием является приход в мир Божьего Сына, Который, приняв человеческое  тело, родился младенцем. Несколько наших предыдущих  размышлений готовили нас для  встречи с этой необычной тайной.

О рождении Иисуса рассказывает   только   Евангелист  Лука. Конечно, Святой Матфей также вспоминает о рождении Иисуса в Вифлееме, но представленные им  события  являются более «поздними»,  т.е. описанными после  факта.  Святой  Лука, который  ранее упоминал Благовещение  Марии и зачатие Иисуса в  Её  чреве, теперь говорит о том, как и где родился зачатый Младенец.

Рассказ начинается воспоминаниями многих известных и значимых персон. Сначала вспоминается римский император Октавий Август. Он был одним из самых великих правителей в Древнем  Риме. За его правление Римская империя достигла вершины своего развития. Император  получил от римского сенатора титул Augustus, что в переводе означает божественный, а на практике – то, что был богом,  ещё  одним  богом в римском пантеоне. Его огромная власть над большой частью мира в глазах многих людей делала его богом. Другой личностью, известной в мировой истории,  о  которой  вспоминает Лука,  является  Квириний, представитель римской власти в Сирии, которой в то время принадлежала и Палестина, где правил царь Ирод Великий. Квиринию евангелист  приписывает инициативу перепеси населения на тех  территориях.  Такая перепись осуществлялась регулярно через определенное время. Это было итогом скрупулезной римской администрации и всецело служило совершенствованию налоговой системы на территориях данной империи.

Упомянутая перепись имеет значение для событий, описанных в Евангелии. Его характерной чертой была регистрация подданных, согласно месту их происхождения.  В контексте этого требования узнаём, что Иосиф, муж Марии, походил из Вифлеема, откуда был и царь Давид  и  его  род. Это прекрасно гармонирует с предсказаниями ветхозаветных пророчеств, которые  говорят о происхождении Мессии. Имея во внимании библейские предсказания, Святой  Лука позаботился, чтобы дать им совершенное подтверждение, которое опирается на события мировой истории. Эта же цель сопровождала евангелиста при представлении известных исторических персонажей. Святой Лука стремится разместить момент  рождения  Божьего Сына на фоне мировой истории. Несмотря на то, что Спаситель родился в далеко расположенном  городе империи, однако факт Его прихода в мир имеет огромное значение для всего человечества  и  его  будущего. Рождённый Ребёнок также является  исторической личностью, но,  как вскоре окажется, несравненно высшим от  всех цезарей Римской империи. Цезарю приписывают титул бога, а Иисус истинно является Богом и Царём всего мира.

Иосиф  и  Мария спешат в Вифлеем. Святая Дева вскоре должно родить ребёнка и нуждается  в достойных условиях для этого события. Тем временем, не нашлось для Марии и её мужа места в гостинице, поэтому  Иисус  должен  был родиться в стане, где его кроваткой были ясли,  выложенные  сеном.  Иисус рождается ночью, и местом его рождения могла стать скальная грота, которых на том месте было много, или стайня, находящаяся возле дома, в которой находились  домашние  животные. Больше мы привыкли к первому варианту, но тот другой содержит в себе терминологию, которая встречается в греческом тексте. Так или иначе Иисус пришёл в мир абсолютно оригинальным образом, совсем неожиданно: и это Он, Божий Сын, Спаситель, Которого все ждали!

С самого начала Спаситель показывает то, что Ему очень близка  судьба  бедных  и  обездоленных людей. Когда начнёт учить, его слушателями будут прежде  всего  эти категории людей.

Читатели Евангелия часто осуждают  жителей  Вифлеема  за их  бессердечность по отношению к женщине, которая вот-вот должна родить. И это осуждение может быть несправедливым.  Перепись населения поспособствовала огромному передвижению, в связи с чем и возникла  нехватка  мест  для ночлега. Евангелист не заостряет  внимания  на  жителях Вифлеема, не утверждает, что были жестокими, но всего лишь лаконично утверждает: не было для них места. С другой стороны фактом является то, что Иисус родился в грешном, испорченном и бездушном мире.

Как бы другой частью этого рассказа  является  сцена  с пастухами. Вокруг Вифлеема находилось  большое  количество пастбищ, где местные пастухи выгуливали  стада  животных, прежде всего овец. Театрализация рождения Иисуса, так называемое представление «Ясли», показывает  пастухов  довольно  симпатичными и смекалистыми парнями. К сожалению, в действительности  так не было. Пастух в древней Палестине – это социальный  маргинал: без образования, без нравов и культуры,  частый  участник разных преступлений, особенно воровства, был окружен социальной ненавистью. В контексте  этих обстоятельств  непосредственное участие пастухов в рождении Сына Божьего являет собой ещё одно чудо Святой Ночи.

В ночь рождения Иисуса пастухам, охраняющим свои стада, является ангел и оглашает им радостную весть: родился вам Спаситель. Одновременно пастухи получают наказ идти и встретиться с новорождённым Младенцем. Явление ангела не относится  к обычному событию. Его появлению сопутствовали необычная ясность и многие другие небесные духи. Посланные с небес прославлять Бога,  пели радостный гимн в Его  честь  «Хвала в Вышних Господу», который нашёл своё место в литургии Костёла. Эта торжественная  атмосфера возвещает,  что  в мир приходит Сын Наивысшего, Спаситель мира, и не важно, что родился в каком-то сарае.

Пастухи были послушны ангелам  и  с радостью поспешили в Вифлеем. Там нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего на сене. Евангелист ничего не говорит о том,  как повели себя пастухи  при  стайне,  однако христианская традиция представляет  их  как тех, которые поклонились Младенцу и отдали  Ему  свои  дары. Святой Лука вспоминает только их поведение на обратной дороге: рассказывали о том,  кто  им  объявился, что заметили огромное удивление  со стороны слушающих их людей.

Рассказ о рождении Иисуса заканчивается  красивой  сценой, представляющей Марию, которая  хранила  эти  моменты и размышляла о них в своём сердце. Своим  отношением  ко всему происходящему Пресвятая Богородица помогает увидеть в описанных событиях глубокую тайну. Рождение Иисуса, Божьего Сына – это событие единственное в своём роде. Своей известностью запало в память и сознание  миллионов  людей, которые  на протяжении всей  истории христианства разными способами стараются переживать то, что происходило в ту Святую Ночь.

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий