Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвящённое Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведёт наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

События после рождения Иисуса,

согласно  Евангелию от Святого Матфея

 

 

История прихода в мир Иисуса была записана и Св. Матфеем, хотя немного иначе. Насколько заинтересованно  Святой  Лука пишет  о том, что произошло в Вифлееме,  настолько Святой Матфей  описывает, что  было позже, подчёркивая, что Спаситель родился не только для евреев, но для всех людей на земле. Более того, он указывает на израильтян  как  на  пассивных и даже враждебно настроенных к факту прихода в мир Бога, но одновременно – и на огромную открытость  язычников  на дар спасения. С момента прихода в мир Иисуса спасительная воля Бога мгновенно охватила другие народы, приведя их представителей на встречу со Спасителем мира.

Святой  Матфей  описывает приход в Вифлеем Мудрецов с Востока, которые  желают  поклониться новорожденному Царю (Мф 2, 1-12). Скорее всего описанные  события  произошли уже спустя некоторое время после рождения  Иисуса,  потому что нет ни слова о сарае и о яслях, как это  описано у Св. Луки (Лк 2, 7), но говорится о доме, в котором находился  Младенец вместе с Марией. Можно предположить, что  между этими двумя событиями  могло пройти около полугода. После  кризисного момента бездомности Иосиф нашёл достойное  место  проживания для своей семьи.

Пришельцы с Востока, о которых говорится, – это люди науки, которые занимались прежде всего астрологией. Ассоциация их с королями, как часто мы с этим встречаемся, является неправильной. Также нет полной уверенности, что их было трое. Единственным аргументом, который указывает на их количество, является численность даров, которые они принесли.

 Под понятием «Восток» следует понимать территории Вавилона и Месопотамии. Именно в этих странах в древности достаточно  хорошо  развивались астрономия и астрология. Следует также помнить и о том, что израильтяне  проживали  на  тех территориях  хотя  бы во время вавилонской депортации, поэтому еврейские  святые письма и записанные  в них мессианские обещания  могли быть известны местным жителям. В личностях Мудрецов  были представители не  только  языческих  народов, но и  представители  наук  мира, которые  поклоняются  истинному Богу.

В истории с Мудрецами важную роль играет таинственная звезда, которая указывала дорогу к Царю. Было сделано много усилий, чтобы объяснить это астрономическое  явление,  даже появилось несколько гипотез. Ни одна из них не является совершенной,  хотя все заслуживают нашего внимания, поскольку показывают, что Бог, Властелин мира, использует  натуральные  явления  для того, чтобы свершить чудо. Библия содержит большое количество таких примеров.  Поэтому  ту таинственную  звезду  нужно  воспринимать как  Божий  знак, данный человечеству, ищущему Правду.

В противоположность языческим  магам  евангелист ставит короля  Ирода, наивысших священников  и  наставников, а также весь  Иерусалим. Учёные Святого  Писания  мгновенно и безошибочно  нашли в Библии эпизод, который описывал место рождения  Мессии,  но  совершенно равнодушно  отнеслись  к  этому фрагменту. Те, кто, казалось, больше всех  должен  был  быть  заинтересован  фактом  рождения  Царя и  радоваться приходом в мир Мессии, были  охвачены ужасом и  наполнены смертельной ненавистью по отношению  к  Новорожденному  Младенцу. В  противоположность  им,  представители  языческих  народов  проявили много  настойчивости и кротости в поиске  Правды,  и  их  усилия были  вознаграждены. Евангелист  всё  время  подчёркивает правду о том, что Спаситель пришёл  не  только  для  евреев как  к  Избранному народу,  но пришёл  ко всем людям.

Повествование указывает на настойчивый  поиск  Бога  на сложных  тропах  жизни.  Без  верности, усилий и посвящения не будет встречи. Библия  много раз это подтверждает. Рядом с дружественной звездой на дороге паломничества были насилие и ненависть, безразличие и трусость. Так было во время паломничества Мудрецов, и так происходит в нашей жизни сегодня. Нужны поставленная цель, настойчивые усилия и кротость. Радость встречи станет самым лучшим вознаграждением за наши труды.

 После радостного визита Мудрецов в Вифлеем приходит ужас. Жестокий, завистливый и жаждущий трона Ирод, чье  воображение болезненно рисовало конкурента власти в лице Младенца, стремится во что бы то ни стало найти  Новорожденного. Его хитрый,  коварный  план  был временно  уничтожен,  но наставления монарха не изменились. Настойчиво  будет делать всё возможное и невозможное, чтобы избавиться от Младенца. Божий посланец  явится Иосифу во сне, чтобы предостеречь и передать волю Наивысшего. Послушный опекун Божьего Сына убегает со своей Семьёй в страну фараона, где будет жить до смерти Ирода.

 Из наших размышлений вы-плывают следующие выводы. Во-первых, видим, что Спаситель получил  смертный приговор, ещё будучи Младенцем. И как нам говорит Евангелие, это не было единственным покушением на Его жизнь. К сожалению, приговор Мессии, вынесенный Ему в детстве, хотя немного и оттянут во времени, исполнится. Во-вторых, Иисус в своей земной жизни столкнулся с беженством, разделил судьбу огромного количества людей, познал их боль унижения и чувство страха. Тема актуальная всегда, актуальна и сегодня… В-третьих, личность Ирода может ассоциироваться с фараоном, угнетателем Избранного Народа в Египте, а Иисус предстоит как Новый Моисей. Эти подобия трогают. Мессия, как и Избранный народ, в  своей жизни пережил пребывание в Египте. Моисей вывел израильский народ из египетского плена, а Иисус вывел всё человечество из плена греха к свободе детей Божьих. Следует также  обратить внимание и на личность Иосифа. Этот тихий и послушный, но также и конкретный в своих поступках мужчина, сыграл в этом событии необыкновенную роль. Oн спас жизнь Младенцу и Его Матери.

Во время отсутствия Святой Семьи обманутый Ирод впал в ярость и приказал убить всех детей  в  Вифлееме  и округе. Упоминание возраста убитых деток может свидетельствовать о времени, которое прошло после рождения Иисуса. В этот раз Иисус избежал  опасности,  но вскоре враги  свершат  задуманное  и предадут Его смерти на кресте. Учёные  предполагают,  что число  убитых  детей могло достигать  двадцати. Нет  дополнительной  информации  об  этом, но, зная кровавый почерк правителя Ирода Великого, убитых несколько деток  стопроцентно  входят в состав его позорных подвигов. Ещё Спаситель не открыл свои уста, а первые мученики уже отдали за Него свою жизнь.

Святая  Семья возвращается из Египта после смерти Ирода. Не могли вернуться в Вифлеем, так как там правил старший сын Ирода, поэтому пришли в Назарет, что в Галилее, и там остановились. Известие о возвращении Святой Семьи из Египта открывает перед нами активное присутствие Бога в исторических событиях – и в великих, и в повседневных. Как чудесным образом Господь вёл когда-то Израиль через пустыню, так не менее чудесным образом сопутствовал Иисусу, Его Матери и опекуну во время бегства в Египет и во время возвращения из него. И так на всех этапах истории: Бог всегда присутствует рядом с теми, кто старается идти Его дорогой. Тех, кто сошёл с этой дороги, с трепетом ищет и приглашает установить близкие отношения. Необычно важную роль в этой истории выполняет Святой Иосиф, с которым несколько раз говорил Бог через своего посланца. Этот Божий  муж  не  только  всегда проявляет полное послушание воле  Наивысшего, но также проявляет великую мудрость и рассудительность при организации жизни тех, за кого нёс полную ответственность.

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий