Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвящённое Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведёт наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

Детство

и юность Иисуса Христа

 

 

Евангелисты достаточно подробно описывают спасительный характер деятельности Иисуса после Его крещения в Иордане, однако нас интересует и то, что же  происходило  после  его рождения,  когда  Он  ещё  не выступал  как посланный Богом Мессия. Этот  момент  интересен ещё и  потому,  что  Евангелие  ещё  не было оповещено, а уже столько добрых и радостных вестей появилось  в  мире.  С одной стороны,  у  нас  не  так  много  евангельского материала, касающегося этого  эпизода  земной  жизни Иисуса,  а с другой стороны – Евангелие  от  Святого Луки  описывает  две  очень  важные  сцены из  периода  детства  Иисуса: принесение Иисуса в храм и паломничество  Святого  Семейства  в Иерусалим на праздник Пасхи. Но сначала о принесении Иисуса в храм  (Лк 2, 22-40)

Право Ветхого Завета гласило, что женщина, родившая ребёнка, становилась  ритуально  нечистой (Лев 12, 1-8). Это было связано с  кровотечением  во  время  родов.  Для  евреев  кровь была очагом жизни. Тот, кто проливал  кровь любым способом, как бы накликал на себя вину. Конечно,  такой подход народа, который  так  ценил  рождение каждого  ребёнка,  который видел в новорожденном человеке проявление Божьего благословения,  может нас удивлять. Рождение мальчика делало мать нечистой на  протяжении  сорока дней, а девочка  «натягивала» на свою роженицу аж восемьдесят дней нечистости. Нас, конечно же, может  удивлять  названный  факт, но в  этой  ситуации  намного  важнее увидеть то, что Мария и Её Сын были очень крепко связаны со своим  народом,  его религией, традициями  и  добросовестно  всё соблюдали.

Сцена принесения Иисуса в храм  бьёт своей контрастностью. С  одной  стороны, маленький  Иисус,  Его  молодая  Мама и Опекун,  а  напротив – община людей  пожилого  возраста, о которых вспоминает евангелист Лука.  В нашей сцене это Симеон и  Анна.  Раньше говорилось о Захарии  и  Елизавете. Это не нужно  интерпретировать  как момент отхода от прошлого, того, что старое, связанное с Ветхим Заветом  и  приходом  новых  явлений,  излучающих  жизнь,  хотя  и такая интерпретация тоже возможна. Кажется, здесь нужно обратить  внимание  на  указанную  в этой сцене справедливую жизнь людей с Богом, на их верность в Божьих  делах.  Бог  видит  праведность  человека,  ценит его жертвенность  и  награждает  верность. Всегда так было, есть и будет…

Младенец  Иисус был принесён в храм в Иерусалиме, который, в  понимании евреев, был единственным местом на земле, где  пребывал  Бог.  В  сцене встречи  Симеона  с Иисусом и его  пророческих  словах  указывается, скорее всего, самая важная в этом событии правда: Иисус, Сын  Бога первый раз вошёл в святыню. Это ещё не была христианская  святыня, но это был дом  Бога. Тогда  ещё никто не мог даже и подумать, что Он будет  одновременно пребывать в тысячах храмов во всём мире, и будет готов к близкой встрече с каждым человеком. Тогда этого ещё никто не знал, но мы должны постоянно об этом помнить…

Сцена принесения Иисуса в храм радостная и возвышенная, но также  и таинственная, несущая в себе предсказание страдания, пророчество Страданий. Так будет  во всём Евангелии. Так есть во всей  истории  спасения – добро и зло, красота и грязь, благородство  и  подлость присутствуют  в  жизни   людей,  неустанно  трущихся  о  себя.  Спаситель мира  приходит  на  землю такую, какая  есть,  входит в  историю с её светлыми и тёмными «пятнами», солидаризируется с человеком  в  его величии  и  слабости для  того, чтобы всем придать новую светлость, чтобы  изменить,  искупить,  спасти…

Одновременно с описанием сцены  принесения  Иисуса  в  храм Святой Лука повествует  также  о паломничестве Святого Семейства в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк 2, 41-52). Описанные события указывают и на радостные и грустные мотивы – потерянный  Ребёнок,  долгий  и  драматичный  поиск,  внутренние  разногласия   Марии  и  Иосифа,  сложный,  даже неприятный разговор Иисуса с Матерью. Всё это может вызвать у читателя некоторое   смущение. Конечно, можно таким образом подойти к этому  событию, сосредотачиваясь на его психологии,  на  эмоциональном состоянии  главных  героев, но этого было бы слишком мало. Евангельская сцена скрывает в себе великое богатство теологическое, духовное, необходимое для  нашей веры.

Сначала нужно обратить внимание, что евангелист в очередной раз вспоминает: «Матерь Его сохраняла  все  слова  сии  в сердце  Своём» (Лк 2, 51). Конечно,  не только слова, но и все подробности  того, что происходило,  что  касалось  Божьего Сына. Лука этим самым  указывает на источник информации,  благодаря  которому мог описать эти события. Мария  является самым  истинным  источником, поэтому описанные события  можно  принять за настоящие.

Анализ евангельского текста сначала обращает наше внимание на явление паломничества израильтян  в храм в Иерусалим. Как уже было упомянуто, в убеждениях Избранного народа Иерусалимский храм был единственным местом на земле, где пребывал Бог. Каждый мужчина был обязан три раза в год совершать паломничество в это святое место (Втор 16,16). Евангелист информирует нас, что Иосиф каждый год, вместе со своей Семьёй совершал  паломничество  в  Иерусалим.

Этот факт очень важный. Иисус как ребёнок воспитывался в здоровой, религиозной семье, где соблюдались религиозные традиции. Конечно, Святая Семья ничем не отличалась в  этом смысле от других израильских семей, и может именно поэтому Св. Лука подчёркивает этот момент, чтобы указать на норму поведения, утвержденную теми, кого христианская  традиция  называет  Святым Семейством. Кажется, что этот фрагмент  рассказа  имеет  огромное  значение,  особенно  в наши  дни…

Иисус остался в Иерусалиме, о чём  не  знали  Его родители. И не  нужно  осуждать Марию и Иосифа за безответственность. Среди  бесчисленного  количества людей, толпы которых прибывали в Иерусалим во время религиозных  торжеств,  такой  инцидент  мог  запросто  произойти. Но не об этом речь. Иисус осознанно остался в святыне, по собственной воле, о чем и свидетельствуют Его слова: «…Мне должно быть  в том, что принадлежит Отцу Моему». Это предложение имеет  богатое  содержание. Сначала следует отметить, что это первые слова Иисуса, которые были  записаны  в  Евангелии.  Это декларация, в  которой  Иисус, Божий Сын открывает свои отношения  с  Небесным  Отцом. Иисус,  во  время  своей публичной  миссии ещё много раз это подтвердит. Сможем в этом убедиться во время чтения Евангелия от Святого Яна. Здесь впервые встречаемся с одной из самых великих тайн нашей веры – отношениями между Божьими Особами. Это событие отвечает на сомнения всех скептиков, которые задаются вопросом о самосознании Иисуса из Назарета: знал ли Он, Кем был и Какую миссию должен был исполнить?

Конечно же, знал всё с самого начала и до конца. Кроме упомянутых выше тем, существует ещё одна, также очень важная: поиск Иисуса до того момента, пока он не нашёлся. Мария и Иосиф искали  Иисуса,  пока  не  нашли. В этом  описании  можно  найти много ценных вдохновений и интуиций для всех людей, которые в религиозном плане где-то потерялись, которые, несмотря на слабости и неудачи, имеют много доброй воли.

В поисках Бога никогда нельзя останавливаться, нельзя прекращать. Нужно искать Его с самым большим усердием, прямо до боли. Искренний, настойчивый поиск не останется без цели. Мария  и  Иосиф  нашли Сына в храме. Это очень ценный указатель в процессе поиска. В храме Он пребывает постоянно. Там может быть место настоящей встречи с Ним.

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий