Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвящённое Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведёт наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

 Приготовление к публичной деятельности

 

 

 

В наших размышлениях мы остановились на этапе юношеских  лет Иисуса, конкретно на том эпизоде, когда в Иерусалиме произошёл инцидент, но потерявшийся Иисус, найденный Иосифом и Марией, послушно вернулся с ними в Назарет. И в этом моменте евангельское повествование обрывается, окутывая молчанием несколько лет от  молодости Иисуса до Его публичной деятельности. Однако, ещё  до того, как она настала, было несколько достаточно важных событий, которые явились как бы приготовлением к этой миссии, и на некоторые мы сейчас обратим наше внимание. Первое из них – это крещение в Иордане.

До того момента, когда Иисус начинает проповедовать, евангелисты выводят на сцену Иоанна Крестителя, который приготавливает людей ко встрече с Мессией. Деятельности Иоанна Крестителя больше всего внимания уделяет Святой Лука, представляя пророка в историческом  контексте, обращаясь, как обычно, к господствованию известных  исторических деятелей: цезаря Тиберия, Пилата, Ирода Великого и других. Благодаря этим упоминаниям, мы ориентируемся во времени и можем определить период, когда Иисус начал свою публичную деятельность.

Обращает внимание описание внешних условий и образа жизни Иоанна: пустыня, пост, суровый аскетизм, к тому же грозный и невыносимый сопротивления способ учения. В предостережениях Иоанна звучит эхо учения древних пророков. Он обращает особое внимание на ценность покаяния.

Очищение – это нечто необходимое для правильного принятия благодати, которую принесет Сын Божий. Аскетическая и строгая личность Иоанна Крестителя резко контрастирует с Тем, кто «кроток и смирен сердцем» (ср. Мф 11, 29), который «не сломает тростника надломленного и льна курящегося не угасит» (ср. Мф 12, 20). Несмотря  на явные различия между пророком и Иисусом, между ними  также есть и много общего. Самым  важным  является полное участие в делах Бога. Как и Иисус, Иоанн пришёл в мир, чтобы послушно исполнять волю Отца. Другие сходства – пустыня, близкая также Иисусу, критическое отношение к духовным лидерам народов, фарисеям и саддукеям, подобная лексика в учении. Например, и Иисус, и Иоанн ссылаются на потомство Авраама, на дерево, которое не приносит плодов, и т.п. В конце концов, Мессию и его предшественника объединяет одно общее дело.

Несмотря на тот факт, что евангелисты представляют Иоанна Крестителя как сильную личность, они также подчеркивают  его  великое смирение. Пророк полностью осознавал свою задачу и своё место в истории спасения. Он мог смиренно и спокойно согласиться на роль слуги. Он знал, что его миссия временна и служит для возвышения кого-то другого. В центре он поставил Христа. Искренность своего отношения он подтвердил мученической смертью. И эта сторона личности великого пророка, который находится на переломе Заветов, служит образцом для подражания для людей всех времен. Сам Иисус даст  ему лучшее свидетельство в словах: «нет большего человека, чем Иоанн Креститель» (Мф 11, 11).

Иоанн крестил Иисуса в реке Иордан. Отчет об этом событии следует  сразу после описания деятельности Иоанна Крестителя. Об этом пишут все евангелисты. Хотя все евангельские описания  относятся  к одному и тому же событию и, на первый взгляд, очень похожи друг на друга, однако более внимательное прочтение позволяет увидеть различия в рассказах отдельных евангелистов. Самым длинным и выделяющимся представляется  рассказ Матфея, так как он является единственным повествованием, в котором содержится диалог между Иисусом и Иоанном Крестителем, который предшествует самому событию крещения.

Попробуем ответить на вопрос: почему только Матфей говорит о диалоге между Иисусом и  Иоанном? Матфей изначально писал своё Евангелие для иудеохристиан, то есть евреев, которые приняли крещение и стали последователями Иисуса Христа. Таким образом, разговор между Иоанном и Иисусом многое объяснял еврейским читателям. Прежде всего, этот диалог позволял героям события сохранить свойственный им статус. Даже если Иоанн крестил Иисуса, а не наоборот, как должно было бы быть по логике, Иисус, тем не менее, является первым, более важным. И именно этот вопрос здесь четко прояснился. Следует помнить, что в христианских общинах, в которых проповедовал Святой Матфей, могли быть и, скорее всего, были те, кто ранее принадлежал к ученикам Иоанна Крестителя. Именно  для них этот диалог имел огромное значение. Кроме того, такой, а не другой ход события  должен был указать на исполнение воли Отца. Сам Иисус  в  разговоре со своим предшественником обращает на это внимание. В своём учении он не раз ещё вернется к этой теме, в  том  числе и в высказывании, что его пища – исполнять волю Пославшего Его (см. Ин 4, 34). И, наконец, позиция принимающего крещение позволила Иисусу встать на одну линию с теми, к кому Он пришёл. С первых страниц Евангелия раскрывается  отношение Иисуса к грешникам. Сам он никогда не совершал греха, но во всем разделял жизнь с теми, кто разным способом был втянут в грех.

Следует также несколько слов посвятить подробностям этого события в описании Луки, самом  коротком (Лк 3, 21-22). Третий  евангелист,  ещё больше, чем Матфей, акцентирует солидарность Иисуса с принимающими крещение Иоаннa грешниками: «Когда весь народ приступал  к  крещению, Иисус также принял крещение» (Лк 3, 21). Другой момент, характерный и любимый в творчестве Луки, – это присутствие темы молитвы. Согласно повествованию Луки, Святой Дух сошёл на Иисуса и голос с небес сказал тогда, когда Иисус молился. Определённая разница присутствует только в тексте Святого Иоанна (Ин 1, 19-34), который не описывает самого крещения, а только ссылается на него, представляя Иисуса  как Агнца Божьего, который сглаживает грехи мира. В итоге смысл рассказа такой же самый у всех евангелистов, но каждый из них подчёркивает те моменты, которые считает самыми важными.

Описание крещения Иисуса в Иордане заслуживает внимания также по той причине, что оно позволяет нам встретиться с Божьими Особами, со всей Пресвятой Троицей. Именно эта сцена  даёт аргумент для вывода, что есть один Бог, но в Трех Лицах. Отец своим высказыванием лучше всего воплощает спасительную  миссию Своего Сына. Он также поступит и во время Преображения Иисуса на горе. Сошествие Святого Духа на Иисуса является выражением единства Божьих Лиц, но в этом также можно увидеть объявление о сошествии Параклета на тех, кто отдаст Иисусу свою жизнь.

Отцы Церкви интерпретировали крещение Иисуса как освящение воды крещения для всей последующей миссии Церкви. С момента крещения Иисус начал свою публичную деятельность: учил,  прощал грехи, утешал… Его миссия привела Его на крест, но также и к славному воскресению и вечному царствованию. Точно так же каждый из нас через крещение вступает на путь жизни с Иисусом: слушает и проповедует Слово Божие, стремится исполнять волю Всевышнего, старается  быть  добрым к ближним.  При  всём  этом  нет  недостатка и в страданиях, но, как и наш Господь, мы воскреснем и будем царствовать с ним на небесах. И начало этому – принятое крещение.

 

 

 

кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий