В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвящённое Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведёт наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Иисус, искушаемый в пустыне
Крещение в Иордане, о котором мы недавно говорили, является переломным моментом, который происходит между так называемыми скрытыми годами жизни Иисуса, из которых мы знаем только период раннего детства, и взрослой жизнью Иисуса, которую называем его общественной деятельностью.
После явления перед людьми при помощи Иоанна Крестителя по представлению Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф 3, 17), Сын Божий мог начать проповедование учения, с которым Он пришёл на землю. Но прежде чем это произойдет, Иисус отправляется в пустыню, чтобы в тишине, молитве и посте духовно подготовиться к миссии спасения мира. Иначе говоря, Спаситель отправился на свои личные реколлекции. С самого начала и до момента смерти на кресте Иисус пребывает в тесном союзе с Отцом. Во время своей деятельности он будет часто проводить время, разговаривая с Богом, а в момент смерти отдаст Свой Дух в Его руки (см. Лк 23, 46).
О пребывании Иисуса в пустыне вспоминают все синоптические Евангелия. Марк лишь кратко сообщает, что Иисус сорок дней находился в пустыне, жил среди животных и был искушаем сатаной (Мк 1, 12-13). Матфей и Лука более щедры на информацию. Они почти одинаково описывают борьбу Иисуса с сатаной, отличаясь лишь в порядке искушений (Мф 4, 1-11; Лк 4, 1-13). Мы будем следовать за текстом Матфея. Хотя ни один из евангелистов не говорит об этом, Иисус постился в Иудейской пустыне, которая была достаточно суровой из-за своего каменистого ландшафта. Его сорокадневное пребывание в пустынном уединении является символическим отношением к сорока годам паломничества Израиля в пустыне. Тогда Избранный народ испытывал множество искушений, из которых не всегда выходил победителем. Иисус солидарен со своим народом только с той разницей, что он преодолел все искушения злого духа и проявил совершенное послушание Богу Отцу.
Все евангелисты подчёркивают, что Дух вывел Иисуса в пустыню, чтобы там Его искушал дьявол. Это утверждение содержит важные сведения: пребывание Иисуса в пустыне было не только его личной инициативой, но привёл Его на пустыню тот же Дух, который спустился на Него после крещения в Иордане. Таким образом, своим походом в пустыню Иисус выполнял волю Отца. Во-вторых, искушения, навязанные Иисусу дьяволом, показали свободную волю Сына Божьего в выполнении спасительной миссии. Искушения не были случайными. Каждое из них предлагало конкретный способ «заполучения» людей, притягивания их к себе. Иисус имел возможность в полной свободе принять или отвергнуть предложенную ему злым духом тактику мессианской деятельности. Дьявол предлагал ему простые способы потянуть людей за собой, которые Иисус конкретно и решительно отверг. Для Него воля Отца была абсолютной. Он был един с Отцом и Святым Духом.
Первое искушение касалось превращения камней в хлеб. Хотя и отмечено, что Иисус испытывал голод, однако целью этого искушения не было Его насыщение. В более широком смысле это искушение было для того, чтобы заполучить себе верный народ с помощью бесплатно раздаваемой еды. На современном языке можно сказать, что Иисус испытывал искушение, чтобы применить широко используемый социальный пакет. По замыслу сатаны, Иисус должен был бесплатно раздавать людям пищу, удовлетворять их основные жизненные потребности, а они взамен будут делать всё, что он им скажет. Это искушение было настолько опасным, что в сознании израильтян мессианские времена ассоциировались с повторным появлением манны с небес. Следуя этому голосу, действительно можно было собрать вокруг себя огромные толпы людей и добиться от них послушания, что позже и показало размножение хлеба Иисусом для многотысячных групп. После совершения такого чуда народ был готов объявить Иисуса царем (см. Ин 6, 1-15). Иисус решительно отвергает искушение такого мессианства с помощью цитаты из Второзакония (см. Второзаконие 8, 3). Тем самым Он подчёркивает то, что Его приход связан с утолением духовного голода человека, голода Божьего слова, а не голода физического. Здесь стоит отметить, что любое искушение сатаны отвергается цитатой из Священного Писания. Иисус Божьим Словом успешно борется со злым духом, что в свою очередь является ярким примером для Его последователей.
Второе искушение также было предложением конкретной формы мессианства. На этот раз дьявол предложил Иисусу способ добиться успеха, используя силу Бога, которой Он обладал. Если бы мы воспользовались современной терминологией, то можно было бы сказать, что Иисуса уговаривали стать знаменитостью, которая своей спланированной популярностью и необычностью завоёвывала бы всё большее количество поклонников. Заслуживает внимания тот факт, что искуситель для достижения своей цели воспользовался цитатой из Священного Писания (Пс 91, 11-12), что подчёркивает хитрость сатаны в достижении своей цели не только по отношению к Иисусу, но и по отношению ко всем, кого он пытается склонить ко злу. Конечно, это искушение также было категорически отвергнуто. На этот раз Иисус также воспользовался словами Писания как оружием против зла. Как и в случае с первым искушением, он сослался на Второзаконие (см. Второзаконие 6, 16). Иисус, который является прекрасным примером смиренности и кротости сердца (см. Мф 11, 29), категорически отвергает любое применение шоу в своей спасительной миссии.
И, наконец, третье искушение, которое связано с поклонением сатане. Здесь можно говорить о классическом случае компромисса. Речь идёт о договоренности, которая должна как бы удовлетворить две стороны. Изначально, как бы больше пользы должен был получить Иисус: весь мир у Его ног и это только из-за одного поклона. Именно так это изображал дьявол. Но на самом деле, поддаваясь искушению сатаны, Иисус потерпел бы абсолютное поражение, в то время как дьявол достиг бы того, к чему он всегда стремился и чего никогда не достигнет. Отвергая третье искушение, Иисус окончательно и категорично определил, кто кому должен служить и кто кому должен поклоняться. И в третий раз он воспользовался словами из Второзакония (см. Второзаконие 6, 13).
Третье искушение – самое коварное из всех трех. Оно очень тонкое и просчитанное до миллиметра. К сожалению, обман выгоды от компромиссов очень часто губит многих людей. Хуже всего, если это компромиссы в отношении веры и морали. Иисус дает наглядный пример того, что в этих областях нельзя допускать никакого компромисса. В противном случае, по вине человека, сатана становится победителем, ценой отвержения Бога. Отвергая искушения злого духа, Иисус в конце концов принял форму своей спасительной деятельности. Это не будет простое завоевание себе последователей лёгкими мирскими способами или использование каких-то договорённостей с силами зла, но это будет простое проповедование слова, служение нуждающимся, оказание милосердия грешникам, в полном послушании и единстве с Отцом. Своей победой над сатаной Спаситель показал способ борьбы с приступами злого духа, который постоянно нападает на Церковь как общину, так и на её отдельных членов. Очень часто это те же или похожие искушения, которые испытал наш Господь. Пример Иисуса показывает, что наиболее эффективным способом борьбы с искушениями является близость с Богом и жизнь по Его Слову.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)